Автомобильные гонки на листах бумаги
Российский авторынок растет рекордными темпами уже несколько лет, но развитие инфраструктуры отстает. В том числе и строительство автодромов – в стране лишь одна сертифицированная для шоссейно-кольцевых гонок трасса, а остальные – в стадии проектовПо словам гендиректора «Национальной гоночной серии АвтоВАЗа» (НГСА) Владислава Незванкина, единственная в России стационарная сертифицированная трасса для шоссейно-кольцевых гонок – в подмосковном Мячково. На этом автодроме НГСА проводит соревнования на Кубок Lada, Кубок Lada Kalina, Lada Revolution. Кроме того, здесь проходят гонки и других серий – например, «Формула-Русь», «Формула-1600», Кубок Honda, говорит Незванкин.
Автодром в Мячково (протяженность трассы – 3275 м, ширина – 9–12 м) готов принять максимум 10 000 зрителей. Для сравнения: на ежегодные автогонки 24 Heures du Mans во Франции собирается более 200 000 зрителей.
Естественно, единственного сертифицированного автодрома недостаточно для нормального развития автоспорта – двигателя развития автопрома – в стране. Поэтому НГСА и Федеральное агентство по промышленности (ФАП) предложили 15 регионам России построить автодромы для проведения гонок, говорит Незванкин. По его словам, автодром предполагает строительство гоночных трасс, трибун, гостиниц, бизнес-центров и других объектов.
Незванкин считает, что проект должен быть интересен крупным областным центрам. «Такого рода автодромы в Европе дают возможность развивать событийный и спортивный туризм и инфраструктуру на 100 км вокруг, – говорит он. – Кроме того, это развитие отечественного автопрома». Площадь такого комплекса – 100 га, инвестиции в каждый из них – более 1 млрд руб.
Инвестиции в проект могут быть как из бюджета, так и от инвесторов, продолжает Незванкин. А НГСА готова выступить консультантом. «Мы заинтересованы в том, чтобы проводить гонки, развивать автомотоспорт, увеличивать объем производства наших гоночных автомобилей, – поясняет Незванкин. – А также это позволит привлекать молодежь и развивать автомобильную культуру в стране».
По словам пресс-секретаря Федерального агентства по промышленности Натальи Сидорук, ФАП поддержало идею НГСА, поскольку это развивает и спорт, и промышленность. Но со стороны агентства инвестиций в эти проекты не предусмотрено.
Будущие автодромы России
В ряде российских регионов уже построено несколько гоночных трасс – в основном картинговых и ралли-кроссовых, но шоссейно-кольцевые пока в проектах.
В Татарстане на автодроме «Высокая гора» в августе проведена реконструкция трассы в ралли-кроссовую. На ней уже прошел четвертый этап чемпионата РФ, Кубок президента Республики Татарстан по ралли-кроссовым гонкам. По словам Рафаэля Багаутдинова, исполнительного директора клуба «Тимерхан», автодром является дотационным. Часть затрат покрывает правительство Татарстана, другую часть – владеющий автодромом спортклуб «Тимерхан». Также спонсором выступает инвестиционная компания «Ак барс».
Рядом с автодромом «Высокая гора» ведется строительство шоссейно-кольцевой трассы. Как сообщил «Ведомостям» мастер международного класса по автогонкам Джаудат Миннахметов, который курирует проект, инвесторами проекта являются частные бизнесмены республики, принимает участие и правительство Республики Татарстан. Шоссейно-кольцевая трасса будет запущена уже в следующем году.
В Ульяновске строительство спорткомплекса «Автодром» ведет компания «Максима-Х». Первая очередь была сдана в октябре прошлого года. Затраты на ее строительство (картинговая трасса, парк для спортсменов, судейская башня и трибуны) составили 330 млн руб. На трассе разыграны Кубок Симбирска, первенство ПФО и два этапа чемпионата России по картингу, говорит PR-менеджер «Максимы-Х» Марина Уральцева. В будущем в составе комплекса должны появиться шоссейно-кольцевая автомобильная трасса и кроссовый комплекс, крытый картодром.
В Красноярске в июле введен в строй автодром «Красное кольцо» (протяженность – 1985 м, ширина – 12–16 м) – как рекламируют его создатели, «профессиональная трасса для любителей». По словам продюсера ООО «Кольцевая гоночная трасса «Красное кольцо» Владимира Перекотия, осенью появятся кроссовая трасса и ледовая площадка для отработки уроков скольжения.
О строительстве автодрома «Центравтоспорт» в пригороде Астрахани заявила компания «Профи-карт астрарейсинг». Как рассказал гендиректор компании Владимир Малыгин, в этом году планируется построить картинговую и ралли-кроссовую трассы, а во второй половине следующего года – кольцевую трассу. Количество зрительских мест в перспективе рассчитано на 20 000. По его словам, сейчас прорабатывается вопрос работы автодрома и зимой (условия климата в Астрахани это позволяют). Малыгин говорит, что средства на этот проект выделят учредители компании (он сам и Геннадий Штоль), а также предполагаются кредиты банков. Кроме того, ведутся переговоры с другими инвесторами. По словам Малыгина, развитие российского автоспорта – это прямой путь развития российских автозаводов.
Есть к чему стремиться
Одно из самых популярных автомобильных соревнований в Европе – 24-часовые гонки во французском Ле-Мане 24 Heures du Mans. В этом году в Ле-Мане установлен рекорд – гонки посетило без малого 250 000 зрителей. По словам Патрика Дэбро, гендиректора Automobile Club de l’Ouest (клуб – организатор гонок), гоночная трасса 24 Heures du Mans используется пять дней в году. Протяженность дистанции – 13 639 м, частично она захватывает городские шоссе, и 360 дней в году на этих участках осуществляется обычное движение. Малый гоночный круг используется круглый год. У клуба два основных источника доходов: продажа билетов (примерно 50% от всех поступлений) и плата за места, зарезервированные компаниями. Доходы также поступают от аренды трассы командами и просто частными лицами, которые хотят совершенствовать свои навыки вождения.
По словам Дэбро, очень важно провести предварительное комплексное исследование страны и региона, где планируется создать трассу, обеспечить непосредственную близость к аэропорту, вокзалу, построить подъездные пути. Это необходимо для того, чтобы зрителям можно было легко добраться до трассы. Также важно организовать систему отелей и гостиниц. «Например, у нас аэропорт и вокзал находятся в непосредственной близости. На гонки можно добраться и на трамвае, построена современная автодорога», – добавляет Дэбро.
Исторически сложилось, что автогонки не самый популярный вид спорта в России, говорит генеральный директор АТР AdBureau Ираклий Беселидзе. Поддержка государства отсутствует, а поддержка отечественных автопроизводителей носит непостоянный характер. Поэтому весь российский автоспорт держится на энтузиастах, которых единицы. По его словам, чтобы российские гоночные трассы стали прибыльными, нужна комплексная программа развития автоспорта в стране, которая будет включать в себя не только строительство трасс, но и создание гоночных серий, в том числе и международных, с участием зарубежных производителей, обязав, например, автомобильные компании, имеющие заводы на территории России, поддерживать автоспорт.