Портретист принцев датских
Академик Жилинский воздвиг посреди соцреалистической вульгарности башню из безупречного материала: стилизаций и цитат из старых мастеровОткуда красота
Третьяковская галерея составила экспозицию из собственной коллекции, собрания Русского музея, частных и государственных коллекций Москвы. Парадные портреты предоставлены Королевским домом Дании. На выставке собрано около 100 полотен Дмитрия Жилинского.
Персональной ретроспективой Третьяковка отмечает 80-летие академика, заслуженного деятеля искусств СССР, лауреата Госпремии России... У Дмитрия Жилинского есть, кажется, все возможные для официального художника регалии. Но при этом, как ни странно, осталась и репутация идеалиста.
Альтернативу классическому соцреализму Жилинский нашел в одном из его истоков – суховатом выверенном академизме. В первой своей большой картине он следовал любимому Александру Иванову. Долгие годы считавшееся утерянным (интересно, как можно было потерять трехметровую картину?), а недавно найденное в запаснике Союза художников и подаренное Третьяковке полотно «Купающиеся солдаты (Строители моста)» приемами и отдельными персонажами обязано «Явлению Христа народу». Потом появились другие ориентиры, но искал их художник по-прежнему в прошлом, где все было возвышенно и добротно.
Реалистическая форма, филигранное исполнение и позитивные установки позволяли Жилинскому считаться своим в Союзе художников и академии. А высокая духовность и полная отрешенность персонажей – снискать уважение у жаждущей альтернативы официальному искусству публики.
Но формальные и технические ссылки Жилинского на старое искусство (темпера и прочие подробности старого письма были им тщательно изучены и введены в оборот) – не самое важная часть его системы. Претензии художника серьезнее. Его программа не только эстетическая, но и этическая. Жилинскому не было нужды противостоять системе не потому, что она приняла его полное высокопарной риторики искусство. Он отстаивал не свободу творчества, а человеческое достоинство – важнейшее качество его гимнастов, покорителей новых земель, а особенно ставших его главными моделями коллег-художников и членов семьи.
Ретроспектива совсем не полна, хотя тщательно отделывавший каждое произведение Жилинский – не очень плодовитый мастер. Хорошо еще, что есть картины из Русского музея. Погнавшись за портретами датской королевской семьи, Третьяковка использовала все свои ресурсы и не привезла важные для художника работы из провинциальных музеев.
Самая забавная часть выставки – парадные портреты принцев датских. На открытие специально приехал один из героев, чтобы поддержать художника и подтвердить: похож, как живой, даже спустя полтора десятилетия.
Парадные портреты парадоксальным образом похожи на работы художника, еще недавно казавшегося противоположностью Жилинскому, – Ильи Глазунова. Теперь оказалось, что рафинированный Жилинский и популист Глазунов близки не только в парадных портретах, где жанр обязывает. Они близки любовью к прошлому, многозначительностью и убийственной серьезностью. В общем, желанием говорить красиво.
Выставка продлится до 21.10.