ИНТЕРВЬЮ: Виктор Ремша, гендиректор и владелец “Финама”


Компания “Финам” – один из старожилов российского фондового рынка. Долгое время компанию воспринимали как интернет-брокера второго круга, а в феврале “Финам” неожиданно стал лидером по оборотам на фондовой бирже ММВБ и удерживает эти позиции до сих пор. Теперь “Финам” хочет стать глобальным брокером и реализовать несколько новых проектов, не связанных с финансовым рынком. О планах развития компании гендиректор и владелец “Финама” Виктор Ремша рассказывает в своем первом интервью “Ведомостям”.

– Как вы занялись инвестиционным бизнесом?

– Мне всегда интересно что-то новое. Когда пошла приватизация, чековые фонды, меня это увлекло. Мы с тремя однокурсниками создали компанию “Финанс-Аналитик”, которая частично заполняла вакуум информации на рынке. На тот момент, в 1994 г., РТС еще не было, рынок был внебиржевой. Начали с того, что печатали биржевой бюллетень. Пытались заниматься аналитикой. Численные методы применяли, выводы какие-то делали из котировок, которые тогда объявляли брокеры.

– Как развивался ваш бизнес дальше?

– Так получилось, что в 1995 г. я остался единственным владельцем компании. Сначала работал с ОГСЗ, потом с акциями, фьючерсами. Открыл первые представительства в регионах, где-то скупали акции. Самый значительный шаг – когда “Финам” сделал своим приоритетом обслуживание розничных клиентов.

– Как вы поняли, что именно это направление “выстрелит”?

– Интуитивно. Наверное, понимал, что это должен быть растущий и стабильный бизнес. Хотя в то время было выгоднее заниматься спекулятивными операциями. Но мы сделали акцент на развитие технологий обслуживания. И до сих пор это остается нашим приоритетом. Практика показывает, что по аналогии с ритейлом торговые сети находятся в более выгодном положении по отношению к оптовым поставщикам. “Конечная миля” до клиента – это стабильность для бизнеса. А учитывая потенциал развития клиентской базы, это еще и перспективы роста.

– А когда появился банк?

– В 2004 г. Тогда хотели и сейчас хотим сделать из него своего рода инвестиционный супермаркет. Мы всегда исходили из потребностей клиента, который желает инвестировать. Все то, что ему необходимо для этого, мы должны были создать. Банк никогда не был нацелен в сторону потребительского кредитования, денежных переводов.

– Как получилось, что “Финам” стал крупнейшим розничным брокером в стране?

– Мы никогда не ставили таких глобальных целей. Компании на рынке во многом являются выражением характера их руководителей. Я всегда бегал на длинные дистанции. Хотя краткосрочные цели часто бывают выгодными с точки зрения бизнеса. Но для меня цель – долгосрочная устойчивая рентабельность.

– Какова рентабельность брокерского бизнеса “Финама”?

– “Финам” – непубличная компания. Могу сказать только, что прибыль в 2006 г. – $11,5 млн.

– А кто ваши конкуренты среди брокеров?

– Все лидеры. Обязанность любой компании – следить за всем полем, на котором работаешь. Просмотрев какие-то тенденции, сделав неправильные шаги, можно много потерять. Лидерам самое главное – не делать ошибок и не тормозить, придумывать свои маркетинговые ходы.

– Денег на развитие хватает? Не собираетесь выпускать облигации, привлекать кредиты?

– Я осторожно отношусь к кредитам. Мы всегда рассчитываем на собственные возможности. Сегодняшний кризис ликвидности может дорого стоить людям, которые пользовались кредитами. Нам хватает собственных средств. Поэтому мы до последнего времени не занимались серьезно недвижимостью. Это очень капиталоемкий рынок.

– Расскажите о своих планах на рынке недвижимости.

– Мы пойдем в недвижимость в первую очередь через долевое финансирование, через закрытые ПИФы.

– Вы запустите новые закрытые фонды недвижимости?

– Да, и будем развивать тот, что есть (закрытый ПИФ недвижимости “Финам – Капитальные вложения”. – “Ведомости”). Его доходность за последний год – 36%. Он пока маленький, осенью будет несколько допразмещений. В первую очередь мы входили в сельхозземли в Краснодарском крае, Ростовской области. Пока на фонд оформлено немного земли, оформление занимает много времени. Земля сельхозназначения всегда будет в цене. Если допразмещения пройдут успешно, мы запустим другие фонды, активами которых будут являться разные объекты.

– Жилье?

– Пока об этом не хотелось бы говорить. Мы будем выходить на этот рынок, но осторожно.

– А как вы вообще решили заняться такими далекими от фондового рынка сферами?

– Если мы хотим предоставлять инвестуслуги, то должны предоставлять их не только на бирже, надо формировать разные инструменты. Прежде чем предлагать их клиентам, нужно опробовать их своими деньгами. Поэтому мы решили работать в двух секторах...

– Еще IT?

– Да, главное направление – интернет – для инвесторов, которые готовы вкладываться в быстро растущие венчурные компании.

– Вы хотите потом все 100% этих компаний продать клиентам или оставить себе часть?

– Мы пока не хотим выводить инвестиции из этих проектов. Мы хотим подготовить почву для более дорогих, масштабных проектов в этих секторах, в которые будем входить вместе с клиентами. Мы рассматриваем разные варианты, в том числе и за пределами России.

– Например, купите Google?

– Задачи купить Google нет. Но есть интересные направления, и мы видим, что уже в состоянии конкурировать на Западе.

– Может быть, что приобретенный вами в 2005 г. сервис знакомств “Мамба” превратится в международный бизнес?

– “Мамба” – нет, но наше участие в подобных западных проектах вполне возможно. На интернет делается большая ставка. Это тот же ритейл. Но не так много в интернете проектов, которые имеют стабильный, хороший доход. “Мамба” – это уникальный способ зарабатывания денег, компания, которая генерирует денежные потоки и имеет очень большую аудиторию – 2 млн человек в день.

– Вы не собираетесь продвигать финансовые услуги аудитории “Мамбы”?

– Им трудно продвигать финансовые услуги. Есть на этом рынке разные технологии, в том числе не очень порядочные – “закручивание” трафика, но мы никогда ими не пользовались. Конечно, элементы синергии между дружескими проектами всегда будут – обмен ссылками, совместные маркетинговые акции. Например, услуги на “Мамбе” можно оплатить через MoneyMail.

– Какой ваш бизнес приносит больше всего денег?

– Брокерский. Его доля в общем доходе – 70–80%.

– Можете оценить стоимость всего холдинга “Финам”?

– Мы же не продаем, зачем нам оценивать? Оценка может быть только в момент продажи. Я никогда не задавался такой целью, пусть оценивают другие.

– Вам принадлежат все 100% холдинга или есть партнеры?

– Партнеров нет.

– Покупатели в “Финам” приходят?

– Раньше приходили, но мы [с ними] не вели переговоров, сейчас уже не приходят. Наверное, люди, обсуждая тему, кто готов продаться, говорят, что Ремша в ближайшее время не продаст.

– IPO не собираетесь проводить?

– Зачем?

– Превратить активы в деньги, да и выборы скоро...

– Я работаю не ради денег, а для самореализации. А публичность компании, наличие партнеров накладывают определенные ограничения. Это ответственность перед инвесторами, какие-то конфликты. Это съедает энергию у компании. Частные компании всегда работают эффективнее.

– То есть “Финам” пока не собирается становиться публичным, привлекать стратегов?

– Когда я пойму, что я не в состоянии управлять компанией, конечно, придется приводить людей, которые смогут развивать ее дальше.

– “Финам” не собирается становиться крупным инвестбанком? Организовывать размещения акций, облигаций?

– Таких планов нет. В России растет присутствие иностранных игроков. Существующий бизнес, связанный с первичным размещением бумаг инвестбанками, не совсем правильный. Они покупают доверие инвесторов задешево и продают задорого. Народные IPO пока не получили свое признание. Психология розничных инвесторов отличается от психологии институциональных. У них меньше возможностей для анализа новой бумаги, меньше прямого контакта с организаторами IPO и меньше доверия к бумаге. Поэтому необходимо создавать инструменты, которые снимали бы эти опасения инвесторов. Я думаю, они появятся. Не факт, что мы что-то придумаем. Наверняка кроме нас масса людей думает на эту тему. Но я считаю, что IPO в будущем будут проводиться несколько иначе, нежели сегодня. Сейчас – по звонку: “Петь, ты меня знаешь? Вот бумага хорошая, покупай”. Все распилили, все в шоколаде.

– Ваши клиенты покупали акции ВТБ при размещении. Много недовольных их динамикой?

– Эта бумага все-таки была в плюсе, можно было продать ее. У нас в центральном офисе написано: “Фондовый рынок – это не школа гуманизма”. Размещение ВТБ – это как раз вариант народного IPO. Но должен быть механизм, который готовит к нему инвесторов. А не просто реклама – покупайте и все. Я предлагал, в частности, запустить фьючерс на будущее размещение за полгода. Им бы торговали профессиональные спекулянты, а человек приходит и уже видит котировку, динамику. Я не скажу сейчас конкретных способов, которые позволят в будущем проводить эти IPO более цивилизованно. Но они появятся.

– А вы не собираетесь в финансовом секторе какие-то приобретения делать? Страховую компанию купить, например.

– Нет. Страхование – тяжелый бизнес, и шансов его раскрутить очень мало. Западные игроки ворочают огромными капиталами и имеют огромную фору. А мы в первую очередь исходим из того, что необходимо в плане инвестиций для человека. Страхование – это не то, что на сегодняшний момент нужно инвесторам.

– Вы лично играете на фондовом рынке?

– Сапожник, как говорится, без сапог.

– А за котировками следите?

– Приходится. Никуда не денешься – об этом говорят клиенты, трейдеры, волей-неволей в курсе событий.

– Где вы храните свои деньги?

– В кошельке. На самом деле все в бизнесе, растем.

– Недавно вы оплатили допэмиссию “Финама” на 900 млн руб. Из кошелька достали?

– Да.

– Вы не собираетесь еще капитал увеличивать?

– Будем увеличивать капитал банка, ему он нужен для предоставления кредитов.

– Возможна экспансия на Запад вашего брокерского бизнеса?

– Обязательно. Западный рынок насыщен финансовыми услугами, поэтому туда можно выходить только лишь с новыми интересными идеями. Какие-то идеи у нас есть. Будем предоставлять доступ западным клиентам на наш рынок, это направление и сейчас есть, но будет усилено. Но это не так амбициозно, как выход на западный рынок по предоставлению брокерских услуг. Рынок становится глобальным. Со временем, я почти уверен, просто не будет другого шанса выжить, нежели становиться глобальным брокером. И нам в том числе.

– В какой стране вы хотите начать?

– Услуги по всему миру продаются из мировых финансовых центров. В октябре мы планируем открыть свой офис во Франкфурте.

– А как вы оцениваете результаты нашумевшей рекламной кампании по обмену открыток из Forbes на паи фонда “Финам Первый”?

– Я считаю, что это очень успешная кампания. И она продолжается в регионах в партнерстве с другими СМИ. Результат ее не меряется тем, сколько клиентов пришло в определенный промежуток времени. Эта реклама в принципе заявляет о том, что есть такая компания “Финам” и она продает паи, заставляет людей задуматься о том, что такое ПИФ. Удалось поднять пласты людей, далеких от этой индустрии, тех, которые не читают газету “Ведомости”, находятся в другом информационном поле.

– Да, они могли о многом задуматься, пока стояли в очередях за паями...

– Мы создали сообщество инвесторов в виде очереди.

– Вы никого не уволили из-за этой акции?

– Нет, наоборот, поощрили.

– Вы хотите сделать серьезного игрока из своей управляющей компании?

– Это необходимо по бизнесу, мы обязаны предоставлять услуги по доверительному управлению и коллективным инвестициям, они имеют широкую аудиторию. И сейчас это направление у нас в приоритете.

– Каким вы видите будущее российского фондового рынка?

– Я всегда осторожно даю прогнозы. В любом случае тактика очень простая. Падает – покупай, не на все деньги и не на заемные, падает еще ниже – еще покупай. Выросло сильно – чуть-чуть надо зафиксировать прибыль. Следить за этим рынком обязательно нужно. И если вы не профессионал, то очень активные действия на рынке, особенно с использованием заемных средств, часто приводят к убыткам. Но и слишком пассивные действия в долгосрочной перспективе тоже могут привести к убыткам. Пример: если посмотреть на динамику индексов, они все растущие. Но если бы вы до сих пор держали те бумаги, которые входили в индексы в те годы, вы бы обанкротились, потому что большинства тех бумаг уже в принципе нет на рынке. Следить, перекладываться необходимо. Рынок растущий только для тех, кто совершает правильные действия.

– К вам обращаются знакомые за советами, куда инвестировать?

– Да. Здесь же все зависит от характера человека. Я советую начать работу с управляющим, это позволяет освоиться на рынке, посмотреть, как другие принимают решения. Если человек активный, интересующийся, он, как правило, самостоятельно работает на рынке. Если человек просто хочет инвестировать сбережения, тогда паевые фонды или смешанные вещи – депозиты, земельный фонд.

– Вы не ощущаете каких-то перемен в деловом климате в преддверии выборов?

– Деловой климат разный для разных секторов экономики. Финансовый сектор в незначительной степени соприкасается с государством.

– У вас же есть розничные клиенты, которых государство в последнее время старается защищать...

– Ну, я думаю, в том, что акции ВТБ падали, участников фондового рынка не будут винить. Мне нравится этот бизнес во многом из-за того, что мы мало зависим от различного рода государственных чиновников.

– А ФСФР?

– Но это регулирующий орган, с ним все нормально. У нас рыночный, конкурентный бизнес. И поэтому, наверное, многие люди, приходя из этой отрасли на другие рынки, добиваются там существенных успехов.

– Зачем и за сколько вы купили “Большое радио”?

– Музыку захотелось хорошую слушать. А хорошая радиостанция сейчас стоит около $10 млн.

– То есть это не будет бизнес-радио, как сейчас модно?

– Нет. Это будет радио как для себя, радио для думающих, ищущих людей. Просто попса замучила, и я решил, что надо сделать хорошее радио, нацеленное на людей 25–45 лет. Мне хотелось бы сделать радио для успешных людей или тех, которые хотят ими стать. В разговорных передачах будут участвовать люди, которые уже чего-то в жизни добились. Радио будет называться, скорее всего, “Финам”. Начнет вещать месяца через три-четыре.

– Радио – это бизнес-проект или для удовольствия?

– Мы в любом случае будем на нем зарабатывать. Количество радиочастот в Москве ограничено, конкурсов больше не будет. И радио будет дорожать.

– А телеканал не планируете купить?

– Если мы будем инвестировать в телевизионные медиа, то это будет очень точечная инвестиция. Рынок телевизионного контента очень сложный, существует качественный западный контент, который сложно переплюнуть. Мы полагаем, что эфирные каналы будут потихоньку уступать свое место и долю кабельным каналам.

– Вы собираетесь приобрести кабельный канал?

– Мы рассматриваем разные варианты.

– Finam.ru – один из самых посещаемых сайтов в рунете. Вы сделали свое информагентство, транслируете котировки. Зачем?

– Мы делаем это специально, сайт самоокупаем. Мы всегда хотели предоставить клиентам необходимую информацию по максимуму. Из этого и вырос наш портал.

– Из медиа у вас есть почти все, кроме печатных СМИ. Не собираетесь идти на этот рынок?

– “Ведомости” все равно не переплюнешь. (Смеется.) А если серьезно, то пока нет.