Кому достался Aston Martin
“Я понимаю, почему многие боятся начинать свой бизнес. У тех, кто привык работать в структурированной среде, например окончил университет и затем проработал пять лет в крупной корпорации, первый шаг должен вызывать сильнейшие опасения, – рассуждает Дэвид Ричардс. – А у меня никогда не было постоянной работы как таковой, поэтому я не знал ничего другого, кроме как работать на себя самого. Иногда ситуация складывалась не слишком хорошо, и я не всегда знал, откуда в следующий раз возьмутся средства к существованию”.
В молодости Ричардс участвовал в автогонках. В команде с “летающим финном” Ари Ватаненом он однажды стал чемпионом мира по авторалли. По словам Ричардса, в его долгом карьерном восхождении не было судьбоносных поворотных моментов: “В основном это было продвижение мелкими шагами, каждый из которых оказывался достаточно важным”.
Решив зарабатывать капитал на автоспорте, он отверг возможность накопления опыта в чужой компании. В 1981 г. он сформировал свою команду автогонщиков и собственную компанию Prodrive, специализирующуюся на разработке автозапчастей и подготовке автомобилей к гонкам.
Вначале офис Prodrive располагался в небольшой мастерской на автодроме Silverstone в г. Бэнбери. “Большинство людей, и я в том числе, приходят в бизнес с очень туманным представлением о том, что именно и как они собираются делать, – говорит Ричардс. – У меня не было ни бизнес-плана, ни стратегии как таковой. Мы брались за все, что подворачивалось под руку. И лишь после 10 лет топтаний и исканий мы сели и заявили, что пора определять для себя стратегию и внедрять ее в организации. Возможно, это и было таким поворотным пунктом в истории компании”.
В 1988 г. Ричардс решил продать 50% Prodrive венчурному фонду Apax: “Это позволило нам инвестировать в компанию больше средств, работать более эффективно и брать на себя больше риска”. В результате компания открыла офисы в Северной Америке, Австралии, Японии, а недавно и в Китае. Сегодня компания ведет множество проектов, так или иначе связанных с автоспортом и технологиями автомобилестроения. Prodrive представлена на четырех континентах, ее продажи в прошлом году превысили 125 млн фунтов стерлингов ($250 млн), а штат насчитывает 1000 сотрудников. В партнерстве с Subaru компания Ричардса выступала на пяти чемпионатах мира по ралли, а с BMW, Alfa Romeo и Ford – на пяти чемпионатах Великобритании для туристских автомобилей. Также Prodrive помогала на различных гонках компаниям Honda и Aston Martin.
Помимо этого Ричардс является совладельцем ISC – организации, обладающей правами на проведение чемпионата мира по авторалли, членом консультативного совета Warwick Business School, доверительным собственником двух благотворительных фондов и экспертом в нескольких правительственных комитетах. В 2005 г. он получил Орден Британской империи за заслуги в области автоспорта.
В начале июня Prodrive в составе консорциума с кувейтскими инвесторами приобрела у Ford за 479 млн фунтов стерлингов легендарного производителя дорогих спортивных авто Aston Martin. По словам гендиректора Aston Martin Ульриха Бецома, “уже готова вполне разумная среднесрочная стратегия [развития компании]”. На несколько лет есть план развития продуктовой линейки: модель DBS выйдет в нынешнем году, четырехместная Rapide – в 2009 г., а затем последуют и другие. “Самое трудное в этом бизнесе – заглядывать в будущее, – считает руководитель. – Создание автомобилей не измеряется неделями или месяцами. Бизнес-планы должны охватывать картину через 5, 10, 15 лет. Вот этим мы сейчас и займемся”.
Ричардс готов замахнуться и на большее. Он рассматривает возможность покупки других подразделений Ford – Jaguar или Land Rover.
Ричардс не признает диктата в бизнесе. ДР, как называют его некоторые в мире автоспорта, – один из немногих “хороших парней”, успеха его компания достигла с помощью мотивации сотрудников, а не давления на них. А вот дух соревновательности в нем силен. “Автоспорт не прощает ошибок, – говорит Ричардс. – Вы непосредственно противостоите своим соперникам в течение нескольких дней соревнований, находясь в центре внимания международных СМИ. Пройдитесь поздним вечером по офису – вы увидите, что инженеры по-прежнему на рабочих местах и заняты своими проектами. Духом конкуренции пропитана вся компания”.
Глава Prodrive никому не подражает и ни к кому не ходит за советами: “Я не ищу консультантов или сторонних помощников, не вовлеченных напрямую в наш бизнес. Нет, я сижу с теми, кто делает одно дело со мной, и обсуждаю наши дальнейшие шаги и пути решения проблем. Своими силами. Это мой принцип”.
По мнению Ричардса, деловой климат Великобритании нельзя назвать враждебным по отношению к start up: “Здесь открыто восхищаются теми, кто не боится трудностей и риска, кто благодаря этому добивается успеха и дает работу многим людям. Правительству следует ограничить свою роль созданием инфраструктуры и среды, в которой молодая компания чувствовала бы себя хорошо”. Он считает, что правительству достаточно устанавливать некоторые налоговые льготы, позволяющие сделать адекватные инвестиции. “Бюрократизм очень мешает в делах, требующих повседневной многочасовой работы, причем в условиях, которые многие сочли бы неприемлемыми с точки зрения представлений о гигиене, здоровье и безопасности”, – говорит Ричардс, добавляя, что не считает бюрократизм непреодолимым барьером.
По-настоящему эффективно управлять временем Ричардс, по его собственному признанию, не умеет. “Просто вокруг меня работают правильно подобранные люди и я провожу значительную часть времени в наиболее подходящем для меня месте, стараясь работать эффективно, – говорит он. – Работаю очень подолгу. Но когда выдается свободная минута, я столь же увлеченно играю в разные игры”. На вопрос о личных амбициях он отвечает, что вступил в новую фазу: “Я вижу, что созданное мною дело жизнеспособно, что руководство осуществляется должным образом, так что машина может продолжать двигаться и без меня”. (FT, 26.06.2007, Александр Силонов)