Мимо Китая
Кризис в секторе высокорискованных ипотечных кредитов США докатился до большинства фондовых рынков – от Бразилии до Франции и Сингапура. Заметным исключением оказался лишь Китай: Shanghai Composite Index в августе прибавил 4%, а с начала года – 74%.
Китайский рынок от кризиса спасли большое количество свободных денег и ограничения на приток капитала – иностранные инвесторы могут покупать далеко не все китайские акции. Пока ФРС и европейские центробанки снижают ставки, чтобы высвободить для банков дополнительные средства, Народный банк Китая, напротив, принимает меры, чтобы изъять горячие деньги из местного финансового сектора. Проблемы кредитного рынка США не могут прямо повлиять на китайский рынок, утверждает независимый экономист из Шанхая Энди Си.
О том, что китайский рынок перегрет, несколько месяцев назад заявил Алан Гринспэн, экс-председатель ФРС США, словам которого финансисты всего мира внимали почти 20 лет. Это вызвало обвал многих фондовых индексов, но только не внутреннего китайского – мало кто из местных инвесторов слышал про Гринспэна. Вот и сейчас китайцы далеки от проблем, порожденных американской ипотекой.
С июля 2005 г., когда на китайском рынке начался “бычий” тренд, его капитализация выросла в 3,6 раза. Сейчас совокупная капитализация компаний, торгующихся на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, составляет порядка $2,8 трлн, что примерно равно годовому ВВП страны.
Китайские акции сейчас дороги. Торгующиеся в Шанхае акции в среднем стоят в 55 раз дороже прошлогодней прибыли по ним. Но индивидуальных инвесторов это мало смущает: за первую половину августа они открыли 1,78 млн брокерских счетов. На прошлой неделе, когда на мировых кредитных рынках уже начался кризис, всего за один день инвесторы подали заявки на покупку паев нового фонда China Post & Capital Fund Management на $7,8 млрд. В пятницу начались торги акциями трех китайских компаний, проведших первичное размещение акций, и все они в среднем подорожали в три раза.
Shanghai Composite Index все же падал на прошлой неделе три дня подряд. В пятницу при закрытии торгов его значение составляло 4656,57 пункта – примерно столько же было 10 дней назад. Тем не менее с августа он вырос на 4,1%, а падение на прошлой неделе было связано не столько с ситуацией на глобальных кредитных рынках, сколько с внутренними факторами, в первую очередь ростом инфляции и угрозой нового повышения процентной ставки, говорят эксперты.
Возможно, сказалось и приближение к психологически важной отметке 5000, но вряд ли для индекса, впервые превысившего отметку 2000 в ноябре 2005 г., новая высота окажется непреодолимой. Китайский фондовый рынок – это “рациональный пузырь”, говорит Вальтер Лин из пекинской “дочки” Aviva. “Это большей частью закрытый рынок, и у нас здесь избыток ликвидности”, – добавляет он.
У иностранных инвесторов, чьи домашние рынки затронул кризис, шансов попытать счастья в Китае не много. Квота для нерезидентов на инвестиции в акции и облигации, номинированные в юанях, составляет $10 млрд (0,36% капитализации фондового рынка), и ее делят между собой 50 иностранных компаний. Нерезиденты могут также торговать акциями класса В, номинированными в американских и гонконгских долларах, но доля таких инвестиций крайне мала. Поскольку глобальный кредитный кризис не привел к смене тренда на китайском фондовом рынке, этот небольшой пул иностранных управляющих инвестстратегию менять не стал, рассказывает один из руководителей брокеров на Шанхайской бирже, совершающий сделки для иностранцев.
Возможно, цены на китайские акции просто догоняют экономику в целом. В 1999–2005 гг. Shanghai Composite Index упал на 38%, тогда как ВВП вырос более чем вдвое. Капитализация рынка снизилась до 18% ВВП. (WSJ, 20.08.2007, Татьяна Бочкарева)