Коровы, скунсы, бурундуки
Когда Дэйл Ректор, оценщик земли, работающий на налоговые органы, посетил офис Fidelity Investments в Форт-Уэрте (Техас), его не интересовала инвестиционная деятельность компании – он искал следы коровьего навоза. “Было бы хорошо, чтобы он был свежий”, – говорит Ректор. Навоз стал бы дополнительным свидетельством того, что Fidelity Investments держит на своей территории 24 головы крупного рогатого скота, поедающего растущую там траву. Благодаря коровам Fidelity Investments получает льготы по налогу на недвижимость с части комплекса в Форт-Уэрте общей площадью 340 акров. Со 179 акров, на которых пасутся коровы, компания вместо $319 417 налога в год платит лишь $714,5.
Налоговые льготы для сельхозпроизводителей были введены в Техасе в 1966 г. и предназначались для профессиональных фермеров. Затем, чтобы не лишать права на льготы муниципальных служащих и работников сферы образования, занимающихся сельским хозяйством, условия получения льгот были смягчены.
Теперь ими пользуются десятки корпораций, они разводят на участках коров или строят скворечники. Сейчас, чтобы претендовать на налоговые льготы, владельцы земли должны лишь показать, что их собственность используется “полностью или частично” для разведения скота, выращивания сельхозкультур или сохранения дикой природы.
Право на льготы дают 16 видов животных и растений, включая страусов, карликовых коз и эму, а также растения, дающие укрытие диким птицам. Скидки можно получить, осуществляя охоту на оленей, чтобы предотвратить истребление ими ценных пород растений.
Samsung Electronics сократила в 2006 г. налоговые выплаты с фабрики полупроводников в Остине с $21 000 до $135,7, реализовав программу охраны дикой природы. Samsung соорудила на территории завода 10 домиков для птиц и распылила аэрозоль против красных муравьев. Еще компания заказала опись представителей местной фауны, в которой содержатся наблюдения вроде “небо было преимущественно облачным”, “пролетело несколько сизых голубей”, а также “шум фабрики затруднял сбор информации”. Клифф Кесслер, проводивший оценку земельного участка завода Samsung в интересах графства Трэвис, заметил и других диких животных: “белок, бурундуков, иногда пробегают скунсы”. По мнению Samsung, “программа охраны дикой природы – великолепный способ для компании внести свой вклад в охрану окружающей среды”.
Прямо за забором от фабрики Samsung находится предприятие Hospira фармацевтической компании из Иллинойса. Hospira уменьшила земельный налог в 2006 г. с $48 292 до $288, начав разводить коров. Коровы не принадлежат Hospira – это собственность хозяина ближнего ранчо, которому компания сдает землю под пастбище. Представители Hospira говорят, что фермер постоянно меняет количество животных, пасущихся на ее территории, в зависимости от состояния травы. Две недели назад по переднему двору Hospira бегали две коровы.
Dell платит за незастроенный участок в 65 акров лишь $250 в год. По утверждению компании, на участке она занимается сельским хозяйством. Гендиректор и основатель Майкл Делл платит за ранчо $1355 вместо $58 780, поскольку произвел опыление 189 акров против муравьев и установил на участке 11 кормушек для индюков, шесть поилок и 100 домиков для синешеек. Делл контролирует численность на своей территории популяции оленей путем охоты, осуществляемой “членами семьи/гостями”.
В районе Хьюстона ExxonMobil платит за принадлежащие ей участки старых нефтепромыслов $1,2 млн вместо $38 млн, поскольку растит там деревья и содержит скот. По словам Джона Маршалла, главного оценщика из Форт-Уэрта, одна из семей пыталась претендовать на налоговые льготы: на ее участке живут светлячки. Ей отказали.
Иногда у получателей льгот возникают проблемы. Финская Nokia в 2003 г. добилась снижения налога за участок бывшего завода в северном Форт-Уэрте с $85 000 до $95, заявив, что занимается сельским хозяйством. Но недавно Ректор, посетив участок, обнаружил там лишь запущенное поле в 30 акров. В апреле 2007 г. Ректор потребовал у Nokia доказательств, что на участке ведется сельхозпроизводство. Компания ответила, что прекратила выращивать пшеницу и намерена вместо этого организовать заготовку сена. Правда, посевная кампания 2007 г. у Nokia провалилась из-за сильных дождей. Но компания подписала соглашение с фермером, который будет ухаживать за будущим урожаем. “Посмотрим, что из этого получится”, – говорит Ректор. (WSJ, 28.07.2007, Василий Кашин)