Гуцериев уходит в науку
О том, что Гуцериев приостанавливает предпринимательскую деятельность и выходит из всех бизнес-проектов, вчера сообщила пресс-служба “Русснефти”. Гуцериев займется наукой. Вчера же совет директоров “Русснефти” удовлетворил заявление Гуцериева об уходе и назначил и. о. главы компании ее старшего вице-президента Олега Гордеева, сообщается в пресс-релизе.
От комментариев о сути будущей научной деятельности Гуцериева представитель “Русснефти” Эдуард Саркисов отказался. На сайте “Русснефти” указано, что Гуцериев – доктор экономических и кандидат юридических наук, автор ряда научных трудов по развитию предпринимательства.
На прошлой неделе Гуцериев договорился о продаже структурам “Базэла” самого ценного актива – “Русснефти”. 27 июля несколько фирм, аффилированных с “Базэлом”, подали заявку на приобретение контрольного пакета “Русснефти” в антимонопольную службу, подтвердили представители обеих компаний. В корпоративной газете “Время Русснефти” Гуцериев объяснял продажу компании “беспрецедентным давлением” на него силовиков. Генпрокуратура осенью 2006 г. возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства “дочек” “Русснефти”, а затем Следственный комитет МВД – по факту неуплаты “Русснефтью” налогов в особо крупном размере. Гуцериеву и ряду топ-менеджеров “Русснефти” были предъявлены обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве, а налоговая служба требует взыскать в доход государства акции самой “Русснефти”.
Гуцериеву есть что терять и помимо “Русснефти”: он помещал капитал в самые разнообразные бизнесы – уголь, недвижимость, химию. Его структурам принадлежит 50% “Русского угля”, доля в Русской содовой компании (ее главный актив – Березниковский содовый завод) с оборотом $90 млн, а через “Моспромстрой”, где бизнесмен контролирует 75%, – около 150 объектов недвижимости, в том числе три отеля под управлением Marriott, два – Holiday Inn. Только гостиницы замруководителя департамента консалтинга Colliers International Марина Смирнова оценивает в $600 млн. Кроме того, структурам Гуцериева принадлежит “Смоленский пассаж” (63 500 кв. м). По оценкам директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, торговый центр может стоить до $500 млн.
Сейчас Гуцериеву важно продемонстрировать Кремлю, что он не намерен заниматься ни бизнесом, ни политикой, говорит близкий к предпринимателю источник, только это гарантирует решение его проблем с правоохранительными органами. Первый после “Русснефти” актив Гуцериева, который может сменить собственника, – 50% “Русского угля” (добыча – 14 млн т в год), которые контролирует Гуцериев. Другие 50% – у предпринимателя Вадима Варшавского, и у Гуцериева есть трехлетний опцион на покупку доли партнера. Но, возможно, Варшавский выкупит долю партнера, а не наоборот: о том, что такая сделка готовится, “Ведомостям” сообщил источник, близкий к Гуцериеву. В то же время сам Варшавский заявил “Ведомостям”, что по-прежнему контролирует 50% компании, переговоры по покупке остальных акций он не вел и покупать “Русский уголь” не собирается. В ФАС сказали, что сейчас заявок на покупку доли в компании нет. “Русский уголь” не публиковал финансовые показатели, исходя из объемов добычи, Кирилл Чуйко из “Уралсиба” оценивает “Русский уголь” в $0,5–1 млрд.
Источник, близкий к Кремлю, ранее рассказывал, что на продажу выставлен Бинбанк, принадлежащий племяннику Гуцериева Михаилу Шишханову. В начале июля инвестбанкиры тоже обратили внимание, что банк подыскивает инвестора. Менеджеры самого Бинбанка уверяли, что ведется поиск инвестора на пакет примерно 20% акций, от которых в начале года отказался Сулейман Керимов. Получить вчера комментарии в банке не удалось. За последние два года иностранные инвесторы покупали российские банки в среднем за 3,5 их капитала, подсчитал старший аналитик Dresdner Kleinwort Евгений Попов. В таком случае оценка Бинбанка составляет около $1 млрд. (В подготовке статьи принимали участие Бэла Ляув, Ксения Рыбак, Василий Кудинов.)