СТРАНА ЧУДЕС: Облагораживание
Десять российских ученых, среди которых нобелевские лауреаты и академики РАН Жорес Алферов, Андрей Воробьев, Виталий Гинзбург, Сергей Инге-Вечтомов, Евгений Александров, Михаил Садовский, в письме на имя Владимира Путина выразили беспокойство “все возрастающей клерикализацией российского общества”. Говорится в открытом письме и о внедрении в школах обязательного предмета “Основы православной культуры”, о нарушении Конституции, о состоянии гражданского общества.
На тему роли РПЦ в социальной жизни общества высказались и два сильно сдружившихся в последнее время преемника, Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. В лагере “Наших” на Селигере один (Медведев) заявил, что “возрождение Православной церкви в значительной мере оградило нас от очень тяжелых проблем, возникших в 90-е гг., когда старая мораль была полностью разрушена новой экономикой”. Медведев также внес и рацпредложение: “Государство должно создать условия, чтобы запрос человека прийти в храм был удовлетворен” – это очевидная заявка на нацпроект. Иванов добавил, что “церковь берет на себя функцию облагораживания общества”. Православное агентство “Русская линия” добавляет, что Иванов, будучи в Новочеркасске, пожертвовал на восстановление Свято-Вознесенского кафедрального собора 100 000 руб., а потом вернулся домой и перевел на счет храма всю свою зарплату.
Конечно, каждый пусть распоряжается честно заработанным как хочет. Однако наша церковь – это ни много ни мало олигарх, богатый и влиятельный. Государство может уже прекратить “создавать условия”. С 2004 г. существует Центр инвестиционных программ РПЦ, у церкви есть своя инвестиционная программа (она была представлена ранней весной в Берлине в рамках “Дней русской духовной культуры”). В Москве центр планирует застроить около сотни земельных участков, при этом, как сообщала газета “Коммерсантъ”, Московская патриархия будет в этих проектах соинвестором, предоставляя под застройку церковную землю. Организация собирается строить жилые и торгово-офисные комплексы, в частности офисный центр на Пятницкой улице, который, по оценкам риэлторов, сможет приносить $1,5 млн в год. Предполагаемая доходность инвестиций – 40% годовых. Есть планы и за пределами Москвы – инвестиции только в один проект, “Тверь-Сити”, должны составить $10 млн.
А наша наука, как известно, зарабатывать не умеет. В связи с чем теряет влияние на умы и души. Но влияние – штука столь же полезная, сколь и опасная. Вот, например, как сформулировал тезис о влиянии протоиерей Всеволод Чаплин на Всемирном русском соборе: “Взаимное смирение, пожертвование интересами – один из идеалов, признанных в нашей аскетике и житийной литературе. История наша полна примерами того, как личность и коллектив ограничивали свое влияние ради достижения общих целей”.
Протоиерей не уточнил, какая такая личность и чей коллектив должны смириться и ограничить свое влияние. Может быть, он имел в виду разбушевавшихся ученых, которым в последнее время все не нравится: то реорганизация РАН, то нано-нацпроект, то вот теперь клерикализация. А может быть, и нет. Но кто бы ни имелся в виду под личностями и коллективами, ясно, что РПЦ вполне уже в состоянии их окончательно смирить и ограничить – безусловно, ради достижения общих целей.