Стали больше пить
По данным Петростата, в первом полугодии этого года оборот предприятий, производящих продукты питания, вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 39% до 93,1 млрд руб. Отличились производители напитков. Как сообщил со ссылкой на Петростат председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Сергеев, индекс промышленного производства отрасли за первое полугодие показал рост примерно на 17%. При этом производство фруктовых и овощных соков выросло на 57,5%, производство пива – на 55,8%, безалкогольных напитков, не считая минеральной воды, – на 35,2%.
Директор по связям с общественностью группы компаний Heineken в России Анна Мелешина говорит, что мощности “Пивоварни Хейнекен” в Петербурге максимально загружены, однако в 2007 г. увеличивались объемы производства Комбината им. Степана Разина. Темпов прироста производства Мелешина не называет. “Производство расширяется не только в Петербурге, но и в других регионах, – говорит она. – Это связано со стабильным ростом потребления пива в целом, а также с разнообразием потребительских предпочтений”.
Аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина отмечает, что рынок пива в начале прошлого года испытал спад из-за холодной зимы. Поэтому в этом году показатели пивной отрасли выглядят как бурный рост. Впрочем, даже с учетом этого обстоятельства 55% – очень резкий рост, считает аналитик. Возможно, пивоваренные компании наращивали производство для подготовки товарного запаса на лето, предполагает она. А руководитель пресс-службы “Лебедянского”, в состав которого входит питерское производство “Троя-Ультра”, Александр Костиков удивлен данными Петростата. По его словам, темпы роста гораздо скромнее. За полгода петербургский завод его компании увеличил объемы примерно на 20%. “Насколько нам известно, на 57% производство не росло ни у одного игрока на рынке”, – утверждает он.
Лучше всего шли дела у виноделов. По словам Сергеева, производство коньяка выросло на 42,7%, шампанского – на 75,2%, а виноградных вин – на 176,8%.
Исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга Максим Черниговский считает, что резкий рост отражает восстановление отрасли после спада алкогольного производства в 2006 г. “В январе – феврале 2006 г. производства стояли из-за отсутствия акцизных марок, поэтому говорить о фактическом росте выпуска в этом году невозможно”, – утверждает он. Реальный рост рынка вин и шампанского он связывает с изменением структуры потребления. “Потребление водки падает в среднем на 3–4% в год, ее место занимает винная продукция”, – отмечает Черниговский.
Топ-менеджер завода шампанских вин “Северная Венеция”, просивший не называть его имени в печати, также оценивает реальный рост рынка на уровне 2–3%.
А начальник отдела маркетинга компании “Игристые вина” Евгений Дятлов утверждает, что его предприятие увеличило производство шампанского на 174%. В первом полугодии 2007 г. “Игристые вина” запустили собственное производство вин, рассчитанных на замену молдавской продукции. Кроме того, компания проводила массированные рекламные кампании уже существующих брендов, добавляет он. В целом по рынку рост производства шампанского, по его словам, мог составить 12–14%. Помимо отсутствия акцизных марок в начале 2006 г. он отмечает эффект от исчезновения с рынка продукции молдавских производителей. “Некоторые российские производители использовали эту ситуацию для того, чтобы нарастить собственное производство виноградных вин”, – объясняет Дятлов.
Более скромные результаты показали мясные полуфабрикаты (16%), рыбная продукция (13%), кондитерские изделия (10,9%) и кофейные напитки (24,9%). А последние места в рейтинге роста производства занимают производители хлебобулочных изделий и водки, прирост у которых составляет по 1%.