Турция выбрала ислам
ПСР победила на воскресных выборах с рекордным результатом – 46,6% и получит в 550-местном меджлисе около 340 мест. Партию премьера Тайипа Эрдогана и министра иностранных дел Абдуллы Гюля обвиняют в симпатиях к исламистам. В меджлис также прошли две оппозиционные партии и более 20 депутатов-курдов.
Военные, которые утверждают, что стоят на страже светского характера власти в Турции, потребовали проведения досрочных выборов после того, как светская оппозиция лишила меджлис кворума (367 голосов), чтобы не допустить избрания президентом Гюля, чья жена никогда не появляется на людях без хиджаба. Вновь победившая ПСР сможет сформировать правительство, но менять конституцию и избирать президента в одиночку партия не способна.
Эрдоган уже пообещал сохранить светские традиции власти и продолжить курс на вступление в ЕС. Премьер страны – члена НАТО, которая считается ключевым партнером США в регионе и имеет опыт проведения операций против курдских сепаратистов на территории Северного Ирака, заявил, что “в своей борьбе против террористов” его правительство обязано использовать любой шанс. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу поздравил ПСР с победой, однако накануне в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил, что Турция и Украина не смогут в обозримом будущем вступить в Евросоюз.
“Победа ПСР повлияет на весь Ближний Восток – в частности, на те государства, где исламисты уже заседают в парламентах, например на Иорданию, – полагает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. – Гюль действительно яркий исламист, и в Европе к победе ПСР отнесутся с явным подозрением”.
Правительство Эрдогана выстраивало отношения с администрацией Джорджа Буша, а теперь надо подготовиться и к взаимодействию с демократами, следует ждать охлаждения между Анкарой и Вашингтоном, предупреждает Бюлент Алриза из вашингтонского центра CSIS: “Два фактора могут привести к разногласиям: ситуация в Северном Ираке и вероятность, что конгресс США примет так называемую резолюцию о геноциде армян”.