Цельнометаллическая оболочка
Горячую любовь москвичей к легендарной заокеанской “Метле” можно было сполна ощутить уже в метро: поклонники, изрядно уплотнившие собой поезда Сокольнической линии, дружно горланили песни из не слишком-то богатого и разнообразного репертуара группы и вообще явно находились в предвкушении праздника, устроенного в рамках мероприятия под названием Tuborg GreenFest. Причем некоторые из фанов, демонстрируя трогательное уважение к организатору акции, сжимали в руках жестяные банки характерного зеленого цвета. Наверху – на всем протяжении от станции “Спортивная” до лужниковской чаши – пивом предусмотрительно не потчевали.
Рискнув арендовать самую большую концертную площадку города и установив при этом далеко не самые доступные цены на билеты (наиболее активная часть аудитории платила за проход в фанзону по 3000 руб.), организаторы не прогадали. К выходу хедлайнеров овал стадиона был заполнен практически под завязку. Согласно оперативным данным информагентств шоу собрало 62 000 зрителей (плюс 3000 сотрудников сил правопорядка). Лужниковское почти годовой давности достижение Мадонны явно превзойдено. А что до остающейся вот уже 15 лет рекордной цифры в полмиллиона – так ведь эта полумифическая масса пришла в 91-м на поле Тушинского аэродрома слушать все ту же Metallica и других тогдашних монстров рока – AC/DC.
Да, за время, протекшее между двумя визитами калифорнийских ударников металлопроката в Москву, они, несомненно, довели свои железные навыки ремесла до состояния, близкого к совершенству, до степени идеально отлаженного, не дающего сбоев механизма. Да, фронтмен Джеймс Хэтфилд по-прежнему голосит, не жалея связок, что твоя автосигнализация, а урожденный датчанин Ларс Ульрих барабанит как заяц-энерджайзер, уверенно держа в натруженных руках общий убийственный ритм (кстати, именно с его родины, города Аархуса, с заездом в Хельсинки добирались музыканты в Москву, ставшую конечным пунктом гастрольного тура Sick of the Studio’07, и туда же направились сразу же по завершении концерта – как было заявлено, “укладывать детей спать”). Да, Metallica живьем – это все тот же невероятный взаимный – для артистов и зрителей – выброс адреналина.
Но надо заметить, что публика в этом спортивном противостоянии одержала победу за явным преимуществом. И в целом – то ли на диво удавшаяся карьера и почти 100 млн проданных дисков, то ли что-то иное словно бы начисто выпустили из основоположников и главных представителей жанра трэш-метал весь воздух.
Вместо драйва – который, конечно же, был, да еще какой, особенно в расцветные для группы 80-е, – умелая его имитация, включая спорадические здравицы в честь Москвы, просьбы подпеть и не вполне нормативные английские выражения. Вместо содержания – музыкального ли, социально ли протестного – рискую заявить, несмотря на угрозу быть растерзанным многотысячной толпой, одна лишь пустая оболочка.
И вообще (рисковать так рисковать) ничего “рокового” у этих шумных людей давно не осталось. В том числе таких важных атрибутов, как персональное обаяние, а также общий “групповой” стиль.
Похожий в своей окладистой бороде на какого-то чокнутого профессора Хэтфилд, кажущийся заблудившимся во времени “хайрастый” гитарист Кирк Хэмметт, делающий страшные гримасы басист Роберт Трухильо, словно бы сбежавший со съемок очередной серии фильма “От заката до рассвета”... Каждый из них и все вкупе исполняют сегодня, скорее всего, самую натуральную попсу – просто изрядно утяжеленную и ритмически чуть более прихотливо организованную.
И, возможно, именно этим объясняется редкостная активность жителей Москвы для такого музыкально насыщенного лета. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и момент ностальгии – по тем благословенным временам, когда тяжелые гитарные “запилы” воспринимались наивысшей точкой музыкального развития. Когда об “усталости” металла еще и речи не шло, а воздух нежданно обретенной свободы пьянил еще не слишком отравленные никотином молодые легкие.