Рынок труда в Санкт-Петербурге: Горничные в цене


В прошлом году в Петербурге открылось 19 гостиниц, до конца 2007 г. может появиться еще пять. Активный рост гостиничного рынка начался два-три года назад, представитель девелоперской компании Caspian в Петербурге Роман Львов оценивает его в 10–15% в год.

К 2010 г. количество гостиничных мест в Санкт-Петербурге достигнет 27 000, полагает Виктория Ташбаева, координатор проектов Ancor Hospitality по подбору гостиничного персонала кадрового холдинга “Анкор”. Число занятых в гостиничной сфере, по оценке “Анкора”, может вырасти на 50%. По оценке рекрутингового агентства Avanta Personnel, в отелях работает порядка 15 000 человек.

Чем выше класс отеля, тем больше сотрудников в нем должно быть. В отелях высшего класса на одного гостя должно приходиться в среднем три сотрудника, в отелях среднего класса это соотношение примерно один к одному. Ташбаева рассказывает о заказе на подбор персонала для отеля “четыре звезды” на 184 номера: “Штат гостиницы составил 192 сотрудника”.

Найти кандидатов становится все сложнее. Отель “Амбассадор”, открывшийся в 2005 г., практически сразу начал испытывать дефицит работников, рассказала начальник отдела кадров ООО “Амбассадор” Светлана Федосцева. Очень трудно найти, например, инженеров с высшим образованием – специалистов по вентиляции, отоплению, кондиционированию, жалуется она. “Анкор” относит к числу наиболее востребованных профессий повара, повара-кондитера, официанта, метрдотеля.

Гостиницам не хватает как топ-менеджеров, так и сотрудников на более низкие позиции – горничных, официантов, отмечает Львов. Особенность рынка гостиничного персонала – высокая текучесть кадров, которая, по его оценке, достигает 30%. А по данным Avanta Personnel, более 70% молодых специалистов уходят из отельного бизнеса после первого года работы. На уровне топ-менеджмента это объясняется нехваткой специалистов, новым гостиницам приходится переманивать менеджеров из уже существующих. На нижних позициях миграция связана с маленькой зарплатой, высокими нагрузками и стрессами, говорит Львов.

По данным “Анкора”, зарплата горничной, официанта и швейцара – 10 000–12 000 руб. Сотрудники ресепшен получают до 18 000 руб., менеджер ресторана – от 26 000 руб. По оценке бывшего гендиректора ЗАО “Отель Европа” Андрея Микешина, за последние годы зарплата всех работников гостиничного бизнеса росла в среднем на 15–20% в год и эти темпы могут сохраниться.

Повышение заработных плат в отрасли неизбежно, ведь развивается не только гостиничный сектор, но и другие отрасли, конкурирующие с гостиницами за персонал, согласна Ташбаева. По ее словам, серьезную конкуренцию гостиницам составляют рестораны, которые предъявляют более низкие требования при более гибком графике работы и более высокой оплате труда. “Недавно к нам обратился один из отелей с поиском 10 официантов со знанием английского языка и знанием ряда стандартов этикета и обслуживания. Когда мы рассчитали совокупный месячный доход данных сотрудников с учетом всех потенциальных чаевых, то он оказался намного ниже, чем, например, доход официанта без знания языков в сети кофеен”, – рассказывает она.

“Специалистов службы приема и размещения часто приглашают на административные позиции в крупные компании, в результате их зарплата повышается в два-три раза”, – добавляет Ольга Любимова, рекрутер компании Avanta Personnel.

Львов прогнозирует рост зарплат только высшего менеджмента, поскольку проблема дефицита здесь стоит наиболее остро. А вот зарплата обслуживающего персонала вряд ли будет увеличиваться. “Пока есть возможность экономить, на них будут экономить”, – констатирует он. Эксперт сомневается, что открывающиеся отели будут востребованы. Их владельцы недополучат запланированные доходы, так что денег на повышение зарплат не будет, рассуждает Львов.

Дефицит персонала привел к снижению требований, на низшие позиции гостиницы готовы набирать необученных людей. “Официантам, горничным требуется минимальное образование, достаточно, например, колледжа”, – считает Микешин. Несколько лет назад отели выбирали среди кандидатов на базовые позиции людей, имеющих опыт работы в гостиничном бизнесе, вспоминает Любимова, а сегодня они все чаще привлекают людей без опыта, но готовых учиться.

В России, в отличие от Европы, система учебных заведений, которые готовят специалистов гостиничного бизнеса, отсутствует и отели вынуждены заниматься этим самостоятельно, говорит директор по коммуникациям сети компании Rezidor Hotel Group Сандра Димитрович. В каждом отеле компании Rezidor работает тренинг-менеджер, ответственный за обучение персонала. Кроме того, группа опытных тренеров, так называемая task-force, на несколько месяцев приезжает в отель и обучает персонал непосредственно на рабочем месте, рассказывает она.