С искрой в груди
Юный Сэм (новый голливудский фаворит Шиа ЛаБеф) получает от отца в подарок первую в жизни машину. Ею окажется потрепанный Chevrolet Camaro, модель, кажется, 1982 г. (что, похоже, не случайно). Папаша вовсе не собирается брать эту развалюху, но та неожиданно проявляет признаки самостоятельной жизни и явно хочет достаться именно Сэму. Почему, выяснится, когда с неба посыплются инопланетные роботы-трансформеры из расы автоботов, которые тут же у вас на глазах превратятся в разнообразную продукцию американского автопрома. Camaro, оказывается, был их передовым разведчиком, который нашел предмет, из-за которого хорошие автоботы воюют с другими трансформерами – жестокими разрушителями планет десептиконами.
Десептиконы уже вторглись на Землю, первым делом стали громить армию США, как единственную опору мира, и охотиться на президента, гаранта стабильности на всем земном шаре – он показан как капризный пижон в красных носках. Ну а скромный Сэм хочет всего лишь покорить хорошенькую одноклассницу, которая водится только с крутыми парнями. Первым шагом в налаживании отношений станет, конечно, клевая, хоть и видавшая виды тачка. Вторым – совместное с автоботами спасение человечества.
Перед вами не просто начало очередной линейки кинокомиксов с новыми исходными данными (вторая часть запланирована на 2009 г.), но чистое подростковое безумие. Майкл Бэй, до сих пор не сделавший ни одного пристойного фильма и угрохавший на свои постановки сумасшедшие деньги (нынешняя тоже не дешевка – бюджет примерно $150 млн), наконец нашел себя. Ему не пришлось для этого менять сознание, подстраиваться под материал. Просто режиссер выключил голову и включил инстинкты, а они, как оказалось, у него есть. Огромные разбушевавшиеся игрушки – вот его подлинная стихия. С их помощью Бэй крушит все вокруг в захватывающем детском экстазе.
Никогда еще Бэй не делал фильма с такой долей пародийности. Один только гротескный Джон Туртурро в роли агента могущественной суперспецслужбы дорогого стоит. А юная блондинка, оказавшаяся умнее всего министерства обороны. А неубиваемый робот-шпион, прикидывающийся то магнитолой, то мобильником. А финальный поединок, в котором крошка Сэм, как библейский Давид, сражает гиганта десептикона. Кажется, еще чуть, и Бэй сорвется на шутовскую интонацию “Назад в будущее”, но этого не происходит.
Он с размаху лупит вас по башке идиотским пафосом, который не снился его прежним фильмам – ни “Перл-Харбору”, ни “Армагеддону”. Автоботы ищут не просто очки, а “искру”, которая вернет жизнь на их планету. “Но если, – говорит командир роботов Сэму, – я проиграю решающую битву, вложи эту искру в мою грудь. Я погибну, но не отдам ее врагу” – после таких речей хочется плакать и смеяться.
Бэй напихал в свой фильм полный комплект базовых элементов американской киномифологии и жонглирует ими, как обкурившийся пацан: обалденные тачки, горячие девчонки, всесильные инопланетяне, строгие родичи, славное семейное предание, наша могучая американская армия да еще дамба Гувера в придачу, которая была построена ни за что не догадаетесь для чего. Все мелькает, кружится и взрывается. Так что уследить за превращениями может только дитя, выращенное на видеоиграх.
По эмоциональному накалу и мироощущению все это немного напоминает пионерскую научную фантастику, где Красная армия всех сильней, пионер-герой спасает родину и боевая подруга крепко целует его в щеку. Бэй исполнил веселый гимн подростковым фантазиям, который звучит так глупо и искренне, словно не было ни Человеков-пауков, ни Бэтменов, ни людей Х, ни прочих крутых ребят. Кажется, что время повернулось вспять и Лукас еще не сделал продолжения “Звездных войн”, Спилберг только что выпустил “Инопланетянина”, а у крепкого орешка Джона Маклейна на голове шевелюра. Короче говоря, на дворе 80-е в самом разгаре. То самое время, когда игрушки-трансформеры завоевали мир (начало продаж в США – 1984 год). Фильм Бэя, конечно, не ровня “Терминатору” или “Хищнику”, но их младший брат, переживший грандиозную технологическую революцию. Старенький Camaro приехал из 82 года и превратился в новейший концепт-кар-трансформер.