МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: Новая логика роста
Неопределенность мирового развития нарастает. Классические конструкции – биполярность, моноцентризм, центр-периферия – принадлежат истории ХХ в. Что придет на смену? Как будет выглядеть мировая экономическая система через 15 лет? Поиску ответов на эти острые вопросы посвящен долгосрочный экономический прогноз ИМЭМО. В его основе расчеты ВВП 152 стран, опирающиеся на демографическую статистику. Основное допущение прогноза – удержание в прогнозный период вооруженных конфликтов в региональных рамках и отсутствие глобальных климатических и экологических катастроф.
Источники перемен
Скорость изменений увеличивается. Акселератором выступают инновации в глобализирующемся мире. Центр тяжести инновационной активности смещается к сфере услуг – информационных, медицинских, финансовых, профессиональных, а также в энергетику, особенно в энергосбережение. Мировое развитие определяет возрастающее количество и новое качество игроков. К традиционным центрам силы добавились Китай, Индия, Бразилия, Иран. На подходе Малайзия, Индонезия, Бангладеш, Мексика. К 2010 г. ВВП развивающихся стран превысит ВВП развитых по паритету покупательной способности. В результате конкуренция – за ресурсы и рынки – становится более жесткой.
Ускоряя рост, глобализация увеличивает нагрузку на международные и национальные институты. Скорость их адаптации отстает от темпа перемен. Неравномерность развития, информационная революция, демографические дисбалансы, экологические проблемы, старение населения развитой части мира порождают мощные миграционные потоки и межцивилизационные взаимодействия и противоречия. Международная безопасность становится более хрупкой, терроризм – фактом общественной реальности, режим нераспространения ядерного оружия переживает кризис.
И тем не менее мировое развитие ускорится. Таков вывод наиболее вероятного, по версии ИМЭМО, сценария развития мировой экономики до 2020 г. Этот сценарий учитывает возможные угрозы и неопределенности как в политической сфере, функционировании мирохозяйственного механизма, так и в траектории развития ведущих мировых экономических центров.
Тем не менее, по нашим оценкам, с наибольшей вероятностью можно утверждать, что среднегодовые темпы прироста мирового ВВП в 2006–2020 гг. составят 4,2–4,4% (по сравнению с 4,0% в 2001–2005 гг. и 3,1% в 1991–2000 гг.). Это означает, что мировой ВВП фактически удвоится: с $61 трлн сегодня до $117 трлн к 2020 г. Ежегодный прирост мирового ВВП будет составлять от $3 трлн до $6–7 трлн к концу прогнозируемого периода. Другими словами, мировая экономика сегодня ежегодно вырастает на величину экономики Германии или Индии, а к концу прогнозируемого периода вырастет на размер современной китайской экономики.
Основной вклад в высокую мировую динамику будут вносить Китай (среднегодовой прирост ВВП – 7,7%) и Индия (6,6%) – новые лидеры глобализации. Россия, страны СНГ и большинство государств Центральной и Восточной Европы будут развиваться темпами выше мирового тренда. В Бразилии темпы прироста ВВП в рассматриваемый период могут составить 3,5%. В США прирост останется на достаточно высоком уровне 90-х гг.: 3,2–3,3%. В Западной Европе (2,0–2,7%) и Японии (1,7–2,2%) темпы роста несколько превысят показатели 90-х гг., но их двукратное отставание от мирового тренда будет означать курс на удержание высокого качества жизни без возможности серьезной экономической экспансии. Доля стран ЕС-27 в мировом ВВП, сегодня превышающая долю США и Китая, к концу прогнозируемого периода окажется ниже их показателей. К 2020 г. ранжировка стран по объему ВВП в ценах и по ППС 2005 г. будет выглядеть следующим образом: КНР (23%), США (18%), Индия (8,4%), Япония (4,6%), Россия (3,2%), Германия (2,9%), Бразилия (2,4%) – в скобках указана доля стран в мировом ВВП. Эти разные страны объединяет активный поиск национальных и многосторонних моделей адаптации к реалиям глобальной и постиндустриальной экономики.
Относительно высокие темпы роста мировой экономики в сочетании с замедлением роста населения приведут к резкому, более чем двукратному по сравнению с 90-ми приросту ВВП на душу населения. В результате в 2020 г. почти половина населения Земли (48,8%) будет жить в странах со среднедушевым ВВП более $10 000 в год, тогда как в 2005 г. в таких странах проживало 1,5 млрд человек, или 23,2% населения мира. При сохранении значительной дифференциации в доходах в средний класс может превратиться до 40% населения планеты.
По ВВП на душу населения, характеризующему не только количественные, но и качественные параметры развития, США увеличат свой отрыв от других крупных стран. Россия в 2020 г. по ВВП на душу населения займет 40-е место ($27 000), Китай – 52-е ($19 000) – в ценах и по ППС 2005 г.
Глобализация
Главное условие, при котором могут быть достигнуты прогнозируемые показатели экономического развития: дальнейшая либерализация внешнеэкономического обмена, расширяющийся доступ к инновационным достижениям, передовым техническим стандартам и методам государственного и корпоративного управления экономикой, глобальная конкуренция, более рациональное использование всех видов ресурсов.
Глобализация обеспечит опережающий рост международной торговли по сравнению с ростом ВВП. Наиболее быстро будет расти обмен коммерческими услугами (маркетинг, инжиниринг, консалтинг, финансовые и другие услуги). Сохранится тенденция к вымыванию изделий низкой технологии и ресурсоемкой продукции из международного товарооборота. Удельный вес в нем топлива в ценах 2005 г. снизится за ближайшие 15 лет с 13,8% до 8–9%. Ожидается быстрый рост торговли средней и особенно высокотехнологичной продукцией. Их совместная доля в мировом товарном экспорте к 2020 г. превысит 65–70%.
В случае серьезного отката глобализации и возврата к протекционизму в международных экономических отношениях среднегодовые темпы прироста мирового ВВП могут упасть на 2–2,5 процентных пункта. Однако взаимозависимость национальных экономик достигла такого уровня, а информационные, производственные, торговые и финансовые связи стали настолько плотными, что такой сценарий имеет низкую и краткосрочную вероятность, и то в отдельных секторах. Можно, однако, ожидать роста ограничений миграции низкоквалифицированной рабочей силы. Будут предприниматься усилия по институциональному ограничению негативных последствий глобализации, более полному учету интересов “второй волны” участников процессов глобализации.
Инновации
Мировой инновационный процесс ускорится на основе роста инвестиций в НИОКР, формирования глобальных телекоммуникационных сетей, нарастания использования интернет-технологий. Экономически значимым будет процесс конвергенции технологий, т. е. практически одновременного развития широкого спектра новых научных и технологических областей, в основе которого лежат возможности, открывшиеся с использованием информационных, био- и нанотехнологий. Энергосбережение и экология останутся в фокусе инновационной активности.
По отдельным информационно-коммуникационным технологиям Южная Корея, Китай, Индия уже перешли от “догоняющего” развития к “лидирующему”. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к концу прогнозного периода к существенному сближению их показателей наукоемкости с развитыми странами. В 2020 г. на Китай придется 20% мирового объема НИОКР, а на все страны Азии – 45%, на США – 28%.
В прогнозный период процесс глобализации исследований ведущих наукоемких корпораций будет нарастать. Освоение зарубежного технологического опыта будет все чаще осуществляться за счет слияний и поглощений. Будут развиваться глобальные партнерские, кооперационные отношения, включая организацию совместных исследований на доконкурентной стадии или проведение стратегических НИОКР, технологические альянсы по принципу: рынок в обмен на технологии.
Финансы
В прогнозный период обеспеченность мировой экономики в инвестиционных ресурсах будет в целом достаточной, чтобы поддерживать высокие темпы. Более того, если экономическое развитие мира во второй половине ХХ в. опиралось на возраставшую из десятилетия в десятилетие долю фонда накопления в ВВП, то в прогнозный период ожидается перелом тенденции – снижение этой доли. Снизится доля накопления в ВВП и в развивающихся странах, во многих из которых, прежде всего в Китае, она сейчас вдвое превышает уровень накопления в развитых государствах. В целом в прогнозный период доля материальных инвестиций в ВВП мира снизится с 22% до 19%, в том числе в развитых странах – с 20% до 17%, в развивающихся – с 26% до 20%. При этом повсеместно будут расти инвестиции в человеческий капитал и нематериальные активы.
Новое в инвестиционной сфере в прогнозный период, особенно в его второй половине, – усиление тенденции к образованию относительно избыточных капиталов, прежде всего в развитой части мира. Конкуренция за привлечение капитала все чаще будет сочетаться с соперничеством между самими инвесторами за возможность реализовать его излишки.
Продолжится совершенствование финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса, повышение роли и эффективности операций институциональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний, различного рода сберегательных организаций). Более рациональному использованию инвестиционных ресурсов будет способствовать все более широкое использование финансовых производных (деривативов), обращающихся на спотовых, срочных и опционных рынках.
Энергетика
В целом за 2006–2020 гг. общее потребление первичных энергоресурсов (ПЭР) в мире возрастет примерно в 1,3 раза. Две трети увеличения потребления ПЭР придется на развивающиеся страны (1/4 – на Китай). В структуре потребления доминирующее положение, скорее всего, сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения, доля же энергии АЭС, ГЭС, биотоплива и других возобновляемых источников энергии не превысит 15%. Продолжится снижение энергоемкости мировой экономики. Потребление нефти на $1000 мирового ВВП снизится к 2020 г. до 52 кг – по сравнению с 99 кг в 1990 г. и 75 кг в 2005 г. Уже в прошлом году импорт сырой нефти странами ОЭСР оказался ниже, чем в 2005 г. В долгосрочной перспективе цены на нефть в реальном выражении (относительно мировой инфляции), скорее всего, будут плавно снижаться.
Россия
Исторический вызов для России заключается в том, чтобы воспользоваться новой волной мирового экономического роста, использовать потенциал глобализации в своих интересах. По нашим оценкам, Россия имеет серьезные шансы для вхождения в лидирующую пятерку мировых экономических держав. Достижение этого результата возможно, если до 2020 г. среднегодовые темпы роста ВВП будут не ниже 5,5%. Внешние условия для этого благоприятны: не ожидается драматического падения мировых цен на углеводороды, Россия граничит с новым полюсом мирового экономического роста – Китаем, кроме того, имеет многовекторные и растущие хозяйственные связи с крупнейшими центрами мировой экономики. Приняты решения об экономической стратегии: диверсификация экономики, инвестиции в человеческий капитал, опора на инновации. Важно сохранить этот курс, верить в собственные силы и возможности успешно конкурировать на мировых рынках.