Управлять Цербером
Возглавляемая Файнбергом компания Cerberus Capital Management, управляющая фондом прямых инвестиций и хедж-фондом, своим устрашающим названием обязана трехголовому псу Церберу, охранявшему вход в Аид. На заре своей деятельности Cerberus был известен как агрессивный, “хищный” фонд, работающий с проблемными долгами и дающий займы под большие проценты компаниям, находящимся в трудном финансовом положении.
Несмотря на все это, друзья и коллеги отнюдь не склонны говорить о Файнберге как о наводящем ужас монстре. Напротив, 47-летний бизнесмен сторонится публичности, известен серьезным и подчас неуклюжим поведением на официальных встречах, скромным образом жизни. “Его нельзя назвать традиционным магнатом” – так отозвался о нем Базз Харгроув, председатель канадского профсоюза автостроителей CAW, после недавней встречи с Файнбергом в Мичигане. На этой встрече Файнберг обсуждал с представителями профсоюзов покупку Chrysler Group, убыточного подразделения автоконцерна DaimlerChrysler. “Мне он показался искренним, добросовестным человеком, который стремится делать то, что должен, – добавил Харгроув. – Всегда есть шанс ошибиться в человеке. Но я не думаю, что это тот случай”.
До сих пор Cerberus предпочитал действовать скрытно. Файнберг не дал практически ни одного интервью. Его редко видят в тусовке на Манхэттене, где всегда можно встретить таких титанов сектора прямых инвестиций, как гендиректор Blackstone Group Стивен Шварцман или основатель Kohlberg Kravis Roberts Генри Крэйвис. Обладая состоянием, оцениваемым в сотни миллионов долларов, он скромно живет с женой и тремя дочерьми в квартире в северной части Манхэттена. До прошлого года у Cerberus не было даже веб-сайта, а его топ-менеджеры крайне редко появлялись на официальных мероприятиях.
Но все меняется. Cerberus сейчас владеет одной из самых легендарных компаний – Chrysler. А в прошлом году он за $14,5 млрд приобрел контрольный пакет GMAC, финансового подразделения General Motors и одной из крупнейших в мире компаний, оказывающих финансовые услуги. Сейчас фонд рассматривает возможность выкупа у Ford Motor подразделений по производству автомобилей класса премиум Jaguar и Land Rover. Если ему это удастся, Cerberus станет одним из крупнейших автомобильных холдингов в мире с широким спектром моделей, включающим легковые автомобили массового сегмента и представительского класса Dodge и Chrysler, внедорожники Jeep и Land Rover и люксовые модели Jaguar.
Полсотни компаний, долями в которых владеет Cerberus, приносят более $60 млрд совокупного годового дохода (без учета Chrysler), в них работают сотни тысяч человек. “[Файнберг] стал одним из крупнейших игроков на рынке прямых инвестиций, а это значит, что Cerberus волей-неволей будет привлекать к себе внимание”, – говорит высокопоставленный сотрудник инвестбанка.
В Cerberus это хорошо понимают. “Когда начинаешь покупать компании-символы, приходится рассказывать миру, кто ты такой”, – говорит Тимоти Прайс, бывший топ-менеджер MCI, а ныне управляющий директор Cerberus. Однако и сейчас Файнберг уступает право публичного общения Прайсу и бывшему министру финансов США, а ныне председателю совета директоров Cerberus Джону Сноу. Именно Сноу, а не Файнберг объявил в Германии о приобретении Chrysler. Также в Cerberus работает Дэн Куэйл, бывший вице-президентом при Джордже Буше-старшем, – обычно именно он выступает от лица компании.
Упорно отказывающийся от интервью Файнберг во многом остается загадкой для внешнего мира. Он вырос в Спринг-Валли, штат Нью-Йорк, типичном городке представителей среднего класса. Его отец торговал сталью, а во время Второй мировой войны служил на Тихом океане. Файнберг был известен как капитан команды Принстонского университета по теннису и страстный игрок в шахматы.
Окончив университет в 1982 г. с дипломом в области политики, Файнберг начал работать трейдером в компании Drexel Burnham Lambert, которой в то время руководил Майкл Милкен, создатель рынка бросовых облигаций. Затем он перешел в Gruntal и работал в одном торговом зале со Стивеном Коэном, который сейчас возглавляет SAC Capital Advisors, один из крупнейших в мире хедж-фондов. Известно, что он оказывает серьезную финансовую поддержку республиканской партии.
Файнберг основал Cerberus в 1992 г. с капиталом в $10 млн. Ему понравилось, что согласно легенде одна из голов Цербера всегда бодрствовала. Файнберг планировал так же неустанно работать с деньгами инвесторов. Теперь, когда Cerberus находится в центре общественного внимания, некоторые сотрудники фонда настаивают на том, чтобы поменять название на что-то более спокойное и благородное. Но это представляется абсолютно невозможным. “С именем Cerberus связан такой объем денежных средств, что мы сохраним его”, – говорит Прайс.
До того как в последние несколько лет заняться прямыми инвестициями, Cerberus специализировался на проблемных долгах и кредитовании под высокий процент. Чтобы помочь компаниям, в которые он инвестирует, Cerberus нанял десятки высокопрофессиональных топ-менеджеров, таких как Сноу или бывший заместитель председателя совета директоров Ford Motor Дэвид Терсфилд.
Обычно после приобретения компаний Cerberus радикально сокращает в них персонал. Но знакомые Файнберга говорят, что автомобильная промышленность для него – дело особенное и что, пообещав не сокращать в Chrysler больше уже объявленных 13 000 рабочих мест, он сдержит слово.
Рассказывают, что Файнберг, увлекающийся мотоциклами и грузовиками, произнес довольно пылкую речь на прошлогоднем собрании совета директоров GM. Он тогда презентовал план по покупке GMAC. Известно, что Файнберг великолепно разбирается в деталях работы компаний, однако рассказывать о подробностях своего предложения он предоставил банкирам. По словам одного из присутствовавших на собрании, в основном Файнберг говорил о своем отце-ветеране, об уважении к труду синих воротничков и желании помочь детройтским автопроизводителям, переживающим не лучшие времена.
Купив компанию, Файнберг и другие топ-менеджеры Cerberus с головой окунулись в ее повседневную деятельность, рассказывает Эрик Фелдстейн, генеральный директор GMAC. “Он очень энергичный парень, и его энергия передается всей команде”, – говорит он.
Но GMAC и до своей покупки фондом Cerberus была прибыльной. Совсем иначе обстоят дела с Chrysler: компания убыточна, обязательства по финансированию страховок работников превышают $18 млрд, и ей нужно добиться от профсоюзов значительных уступок, чтобы снизить стоимость рабочей силы и успешно соперничать с японскими конкурентами, такими как Toyota.
Многие наблюдатели считают, что Cerberus, который в последние годы приносил инвесторам доход около 22% годовых, не сможет поднять ношу, за которую взялся. В конце концов, и Цербер был когда-то повержен Гераклом.
Но банкиры уверены, что если кто-либо и может спасти Chrysler, так это Cerberus. “Уже давно мы наблюдаем одну и ту же картину: все, кто заключает пари, что уж на этот раз Файнберг не сможет получить существенный доход от инвестиций, проигрывают”, – говорит Майкл Клейн, сопрезидент подразделения рыночных и банковских услуг Citigroup и советник Cerberus. (FT, 18.05.2007, Антон Осипов)