Шведам дали отдохнуть
О том, что Сведбанку в течение трех месяцев запрещено привлекать новых клиентов, совершать сделки с валютой и с другими банками, сообщил на своем сайте Swedbank. Санкции ЦБ наложены по результатам проведенной в марте – апреле проверки Сведбанка. “Мы пытаемся узнать дальнейшие подробности и потребовали разъяснений. Приказ [ЦБ] стал неожиданностью для нас, и мы, конечно, готовы принять необходимые меры”, – приводятся в сообщении слова гендиректора Swedbank Яна Лидена.
В среду во второй половине дня в банк поступило предписание ЦБ на 18 листах, рассказывает представитель Сведбанка Эрки Раасукэ. Претензии, по его словам, связаны с операциями клиентов по минимизации налогообложения, подпадающими под действие антиотмывочного законодательства, точнее, с несвоевременным представлением информации о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Комментировать обоснованность претензий он не стал, но уверил, что все принятые в Swedbank процедуры соблюдались и в России.
В Росфинмониторинге от комментариев отказались. Не стали обсуждать санкции в отношении Swedbank председатель ЦБ Сергей Игнатьев и его подчиненные.
“Несоблюдение антиотмывочного законодательства было расценено как очень серьезное нарушение. Скандал был жуткий, речь шла даже об отзыве лицензии. Похоже, сохранить ее помогла известность материнской структуры”, – рассказал “Ведомостям” топ-менеджер одного из банков, курирующий связи с госорганами и ЦБ. В ЕБРР отказались от комментариев.
“Ограничения касаются значительной части операций банка в России. Но говорить об убытках в нынешней ситуации трудно, а спекулировать не хотелось бы”, – передала пресс-служба Swedbank слова Лидена. Случившееся не должно отразиться на имидже и стоимости банка, однако вполне уместны вопросы к головному офису уже от скандинавских регуляторов, полагает кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. Вчера акции Swedbank подешевели на 2,8%.
Российские клиенты Swedbank сохраняют спокойствие. Даже если у банка ограничения на работу в России, компанию это не затронет – Swedbank партнер в странах Скандинавии и Балтии, говорит президент SPI Андрей Скурихин. Поводов усомниться в качестве работы банка не было, а платежи он продолжает проводить бесперебойно, уверяет финдиректор “Металлсервиса” Вадим Литвин.
“Не припомню случая, чтобы у “дочки” крупного иностранного банка приостанавливались операции. ЦБ всегда взвешенно и ответственно подходит к применению столь существенных мер воздействия”, – недоумевает президент “Ренессанс Управление инвестициями” Илкка Салонен, работавший в скандинавской группе Nordea и возглавлявший ее бывшего партнера в России – Международный московский банк. Не припомнили таких случаев и другие опрошенные “Ведомостями” банкиры.
Подобные санкции ЦБ обычно вводит, когда банк в предбанкротной ситуации, говорит топ-менеджер российского банка. В прошлом году, по данным ЦБ, он накладывал ограничения на 156 банков, из них у 59 затем отозвал лицензии.
Правом отзывать лицензии за несвоевременные сообщения о сомнительных операциях ЦБ пользуется аккуратно – оно применяется, лишь когда банк злоупотребляет подобными операциями и не занимается ничем иным, уверял ранее Игнатьев. “Отмыванием Сведбанк не занимался”, – уверяет прибалтийский финансист, пытавшийся организовать перечисление средств через этот банк.
Вердикт ЦБ показывает, что он с едиными стандартами подходит к банкам как с российским капиталом, так и с иностранным, доволен зампред правления банка “Транспортный” Альберт Попков. Раньше “дочки” банков из развитых стран не попадали в число контрагентов, риски которых отслеживались в оперативном режиме. Теперь, судя по всему, придется следить и за ними, говорит руководитель одного из банков.
Swedbank не привыкать к перипетиям в России. В начале этого года его “дочке” “Ханса Лизинг” удалось после проигрыша в трех инстанциях доказать в Высшем арбитражном суде необоснованность отказа налоговой службы в вычете более 20 млн евро НДС в 2004–2005 гг.