Хочешь стать оператором? Спроси меня как


В Национальной федерации дикой природы США (NWF) 5 млн членов. Традиционно она обращалась к ним через собственный сайт, с помощью прямой почтовой рассылки, а также электронной почты. Но теперь федерация осваивает новое средство – службу сотовой телефонии, NWF Mobile. Такая служба заработала в апреле, она предлагает абонентам ряд телефонов и тарифных планов, рассчитанных на энтузиастов защиты природы. В качестве рингтона вы можете выбрать запись, например, кваканья лягушки или чириканья птиц, а заодно подписаться на рассылку новостей из области экологии. В будущем, как предполагается, каждый абонент службы сможет позвонить конгрессмену, отстаивающему его интересы, – для этого будет достаточно нажать всего одну кнопку. “Мне кажется, это дает членам федерации новые возможности общения”, – говорит директор маркетинговой службы NWF Грег Грифит.

NWF Mobile лишь одна из множества мобильных служб, ориентированных на небольшие ниши, осваивать которые крупные операторы связи не хотят. Калифорнийский предприниматель недавно завел сотовую службу для поклонников занятий йогой (их в США около 20 млн человек). У женской профессиональной команды по софтболу Chicago Bandits тоже появился свой оператор, в непрерывном режиме оповещающий абонентов об изменениях в турнирной таблице и расписаниях матчей, а также позволяющий загрузить наиболее интересные снимки игроков. Собственные микрооператоры имеются у пациентов, перенесших раковое заболевание, у женщин с детьми, занимающихся предпринимательством, и т. п.

Желающим создать собственную сотовую компанию помогает корпорация Sonopia, основанная бывшим топ-менеджером Microsoft. Клиент, обратившийся в Sonopia через Интернет, может “начать операторскую деятельность меньше чем за 15 минут”, утверждает корпорация. И спрос на ее услуги имеется – на данный момент ими воспользовалось уже порядка 900 организаций. Созданные сотовые службы предоставляют специализированный сервис, тематический контент и соответствующие новости.

Sonopia помогает клиентам заказать оформление для сотовых трубок, поставляемых ведущими производителями, а также арендовать каналы связи у “настоящего” сотового оператора – Verizon Wireless. Заодно компания предоставляет клиентам вновь созданных “сотовых операторов” билинговые и прочие услуги – впрочем, на счетах, которые рассылаются абонентам, в каждом случае стоит название соответствующей организации, например NWF или Chicago Bandits.

Обычно организаторы сотовых сетей начинают этот бизнес не ради денег. Как правило, им достается всего 3–8% дохода – остальное получают Verizon и Sonopia. Зато благодаря этим службам организации и компании могут продвигать свои торговые марки и поддерживать постоянный контакт с большим числом абонентов.

Не всегда такие проекты оказываются успешными. Показателен пример сотовой компании ESPN, принадлежащей корпорации Walt Disney. В прошлом году владельцы закрыли ее, не сумев набрать достаточное число абонентов, заинтересованных в телефонной сети со спортивной ориентацией. Но были и более обнадеживающие примеры. Компании Virgin Mobile USA – совместному предприятию Sprint Nextel и Virgin Group – удалось набрать 4,9 млн абонентов, в основном тинейджеров. А компании Amp’d Mobile и Helio предлагают абонентам телефоны верхней ценовой категории с развитыми мультимедийными возможностями и спутниковой навигацией GPS. В их сетях абонентская плата превышает $100 в месяц – это вдвое больше, чем у крупных сотовых операторов.

Самой Sonopia приходится делиться доходами еще с двумя участниками проекта. Правда, компания снижает и затраты, передавая функции маркетинга партнерам на аутсорсинг, а большая часть ее штата работает на Украине, где стоимость труда невысока по сравнению с США. Если совокупное число абонентов Sonopia достигнет 100 000, компания выйдет на окупаемость. Некоторые инвесторы считают затею перспективной – во всяком случае, Кристенсену удалось привлечь $21,3 млн через венчурные компании Cardinal Venture Capital, Sevin Rosen Funds и ComVentures.

NWF Mobile предлагает абонентам трубки Motorola Razr вместе с двухгодичным контрактом – все вместе за $50. Тарифные планы варьируются от $40 в месяц за 450 минут разговора до $97 за 2800 минут (примерно такие же цены у Verizon). По сети рассылаются sms-сообщения, оповещающие об открывающихся возможностях для добровольцев.

Служба Yoga Phone должна официально открыться в июне, хотя реально действует уже сейчас. Ее создатель, уроженец Германии Йоханнес Фисслингер, – адепт йоги с 20-летним стажем. По своей сети он рассылает новости из мира йоги и планирует добавить в рассылку видеофрагменты с описанием “позы дня”.

“Поклонников йоги много, и для меня было очевидно, что потенциал этого рынка очень велик”, – поясняет Фисслингер. Чтобы использовать этот потенциал, он заключил партнерские контракты с рядом организаций – в частности, с журналом Yoga Journal, – которые помогают ему в поиске рынков для этой услуги и подборе контента. Поступающие от абонентов средства идут в фонд “Йога за здоровье”. (WSJ, 7.05.2007, Александр Силонов)