Магазины залечат покупателей


В этом году в США откроются сотни клиник при магазинах, в которых медосмотр, прививка или рецепт обойдутся дешевле, чем в больнице. В течение ближайших 10 лет их, возможно, будет уже несколько тысяч. Сторонники этого формата считают, что он облегчит доступ к медицинскому обслуживанию и позволит пациентам неплохо сэкономить. В качестве дополнительных плюсов называется сокращение дорогостоящих визитов к врачам, возможность диагностировать большее число заболеваний на ранней стадии. Кроме того, у врачей появится больше времени на лечение сложных случаев.

Но традиционные предприятия здравоохранения настороженно относятся к новой тенденции, считая, что главная цель сетей – получить доход, а не сохранить здоровье нации. Это задача врачей. “Они создают это не для предоставления медицинского обслуживания, это бизнес <...> а тезис об охране здоровья – дымовая завеса”, – говорит Родни Осборн, президент Медицинского общества Иллинойса, одного из штатов, где может быть введено жесткое регулирование клиник при магазинах. Последние считают, что традиционные больницы защищают свою монополию и препятствуют прогрессу, играя на сомнениях пациентов в качестве услуг. Не качество будет ниже, а обслуживание быстрее, говорят они. Лозунг MinuteClinic при сети аптек CVС – “Вы заболели? Мы уже здесь”.

“Это именно то, чего хотят люди. Они хотят получать медицинскую помощь на своих условиях, а не на тех, которые диктует система. А врачи всего лишь хотят сохранить статус-кво”, – говорит Хал Розенблат, глава клиники Take Care и одной из медицинских ассоциаций.

Национальные сообщества медиков не так агрессивно защищают свою территорию, как врачи в нескольких отдельных штатах. Американская медицинская ассоциация, например, ограничилась тем, что выпустила рекомендации для клиник при магазинах. Им предлагается четко обозначить спектр услуг, ввести единый стандарт документации и профессиональной сертификации медиков. Ассоциация также настаивает на том, чтобы больницы работали под контролем врачей, – крупнейшие клиники согласны следовать этим рекомендациям. Вне зависимости от мнений различных лоббистов новый бизнес растет, большие аптечные сети обзаводятся своими больницами. Например, в мае сеть Walgreens купила компанию Take Care, до этого CVS приобрела MinuteClinic. Клиники открывают и крупнейшие розничные сети –Wal-Mart и Target.

По мнению экспертов, их появление ускорит развитие единой базы данных пациентов американских врачей – увеличится число и самих баз данных, и состоящих в них людей. Но некоторые вопросы все еще ждут ответа. Например, умеют ли люди выбирать лекарства так же хорошо, как другие товары, и захотят ли они заниматься этим или не попытаются ли работодатели переложить на сотрудников часть расходов на здравоохранение? “Розничные” клиники утверждают, что благодаря им у больниц появится больше времени на предоставление более сложных услуг, но их оппоненты считают, что к ним отойдут более простые и прибыльные операции, такие как прививки. Мини-клиники утверждают, что будут помогать практикующим врачам, направляя к ним пациентов, но вряд ли таких случаев в ближайшее время будет много. (WSJ, 23.05.2007, Кирилл Корюкин)