Магия и политика


Видеоинсталляция “Озеро” группы “Синий суп” – единственная работа, показанная на выставке в галерее XL. И это, возможно, самое сильное впечатление нынешнего сезона, богатого на события в области современного искусства. Предыдущая инсталляция этой группы, “Эшелон”, была в числе номинантов в разделе “Лучшее произведение визуального искусства” самой серьезной отечественной премии – “Инновация-2006”. Но проиграла отчетной – за четверть века – персональной выставке Вадима Захарова. Интересно, если “Озеро” будет выдвинуто на “Инновацию-2007”, сможет ли оно выиграть у отчетной – за 20 лет – выставки Олега Кулика? Или в этом году произведение будет соревноваться с произведением? Например, “Озеро” с очень сильным видео “Оттепель” Дмитрия Гутова.

“Озеро” – видеопроекция сумрачного, онтологически тоскливого, безлюдного пейзажа, в центре которого лесной водоем, окруженный деревьями, над которыми нависло свинцовое небо. Несколько долгих минут картина почти не меняется. Но когда зрителю кажется, что так все вечно и будет: грязный снег с проталинами, небо, сквозь которое никогда не прорваться солнцу, застывшая водная гладь, – озеро вдруг выпускает из своих глубин таинственный белый свет, постепенно поглощающий все вокруг. И этот финал не трагический, а мистический – давно обещанный конец мира наступил в одном отдельно взятом месте, каких много в наших бескрайних, забытых людьми и богом пространствах. “Озеро” продолжает традицию русской пейзажной живописи, где природа часто таит в себе тревожную угрозу, но, как правило, эмоциональное напряжение разрешается лучом солнечного света, прорывающимся сквозь тучи. Мертвое “Озеро” – это предапокалиптический пейзаж.

Большую работу показала и Галерея М. Гельмана. В соответствии со своей направленностью – политическую. “2007” Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой – рисованная современная фреска, на которой поместились 23 главных героя года, перерисованных с газетных фотографий. Среди них: Гейтс, Абрамович, Хусейн, Пугачева, Литвиненко, Ходорковский, Путин, омоновец, гопник, бронзовый солдат в Таллине, участники марша несогласных. Все изображенные узнаваемы и довольно искусно вписаны в плоскость этой большой картины. Но ее персонажи не разделяются на положительных и отрицательных и не вызывают никаких эмоций, это не люди, а имиджи, медийные маски. Так что и “2007” только сознательно симулирует политическое искусство.

Остальные выставки, открывшиеся на “Винзаводе”, не так серьезны, у них другие достоинства. Айдан-галерея показала серию “Нанятые видеть сны” Оксаны Мась, состоящую из крупных “двойных картин”. На основное изображение повседневных сценок, написанных в условной манере, накладывается прозрачная пленка с еще более условной живописью и графикой. Словно на нечеткие жизненные впечатления наложились совсем уж расплывчатые картины сновидений. Получились красивые, в стиле вполне традиционного неомодернизма, хотя и не без авторской дерзости, работы.

Однозначно приятные впечатления оставляет выставка “Портреты в бассейне” голландского фотографа Алекса Тен Нэйпела в галерее “Победа”. Серия фотографий детей, учащихся плавать. Это очень качественный европейский мейнстрим художественной фотографии. Взгляд на повседневность как она есть, нежный, но избегающий сентиментальности, где дети так же беззащитны и загадочны, как в жизни. Качественные работы подобраны в международной видеопрограмме галереи “МедиаАртЛаб”. Для любителей холодного, салонно-интерьерного искусства галерея “Ателье: 2” показывает выставку “Образ и знак” Егора Острова.

Но после просмотра всех выставок на “Винзаводе” самое сильное впечатление остается именно от “Озера”. Современное искусство так редко серьезно берется за сложные и вечные темы, хотя тягу к этому имеет (вспомним проект “Верю”), что каждая удача тут – победа. Ведь что бы зрителю ни объясняли про contemporary art, он все равно ждет от искусства потрясения и магии.