“Камаз” давно купили

Д. Гришкин
Д. Гришкин

Как заявил “Ведомостям” Когогин, контрольный пакет компании консолидирован и находится “в дружественных [менеджменту] “Камаза” руках”. По его словам, контроль складывается из долей “Камаз-Капитала” (30% акций завода), “Тройки Диалог” (19,6%) и пакета акций частных лиц, имен которых он не называет.

Когогин признался, что идея консолидации пакета его собственная. По его словам, несколько лет назад Минимущество поделилось с ним планами по продаже долей ВТБ и государства в одни руки. “После встречи [с чиновниками Минимущества] я четко поставил перед собой задачу в сжатые сроки консолидировать контрольный пакет и получить гарантии того, что менеджмент может работать спокойно”, – рассказывает Когогин.

Первым навстречу Когогину пошли власти Татарстана: 11%-ный пакет, принадлежащий республике, был передан в уставный капитал фирмы “Камаз-Капитал”, где взамен минимущество Татарстана получило долю в 38,7%. Еще около 20% внесли частные фирмы и “дочка” “Камаза”. По данным “СПАРК-Интерфакс” на 1 февраля 2007 г., “Камаз-Капитал” на 38,77% принадлежал минземимуществу Татарстана, на 50,03% – двум частным кипрским компаниям и на 11,2% – “дочке” “Камаза” ФЛК “Камаз”.

“Тройка Диалог” купила 19,6% акций “Камаза” у Внешторгбанка в 2006 г. – как полагали участники рынка, в интересах “Рособоронэкспорта”, глава которого Сергей Чемезов несколько лет занимает место в совете директоров автогиганта. Председатель совета директоров “Тройки Диалог” Рубен Варданян утверждает, что это не так: пакет в 19,6% принадлежит самой “Тройке”, менеджерам “Камаза” и финансовым инвесторам, среди которых Чемезова нет. Каждый из них при определенных условиях может выкупить доли партнеров, но скорее всего это будет Когогин, считает инвестбанкир: “Я надеюсь, что контрольный пакет окажется у него, и считаю, что вероятность этого высока”.

Путь к этому был непростым. 50-летний уроженец Татарстана (подробнее о Когогине см. врез) возглавил завод в 2002 г. в трудные времена. “Наступил очередной кризис, я, как член совета директоров, был не согласен с той политикой, которая проводилась на “Камазе”, – рассказал сам Когогин. Тогда Татарстан его не поддержал, и директором стал Иван Костин. Через год кризис повторился, предприятие перестало выплачивать налоги, и гендиректором был избран он. За пять лет работы Когогина на посту гендиректора “Камаза” объем производства удвоился, долги были реструктурированы, отстроена система сбыта, отмечает эксперт по автопрому компании A.T. Kearny Евгений Богданов.

Контроль над предприятием мог обойтись менеджменту в меньшие деньги, чем нынешние $1,2 млрд (столько стоят 50% акций исходя из рыночной капитализации “Камаза”). Например, “Тройка” купила у ВТБ пакет “Камаза” за $132 млн, а сейчас он стоит $452 млн, говорит аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак. “Инвесторы поверили моему слову, они знали, что я могу управлять компанией и поднять ее капитализацию, и не ошиблись”, – говорит Когогин.

В начале мая весь госпакет завода – 34,1% – неожиданно попал в дополнительный список к плану приватизации на 2007 г., на скорейшей продаже настаивало Росимущество. Сроки и способ продажи неясны, а вчера связаться с представителями ведомства не удалось. А директор департамент Минэкономразвития Игорь Гречухин утверждает, что в 2007 г. государство не планирует продавать долю в “Камазе”, поддерживая предложение менеджмента провести в 2008 г. допэмиссию и разместить ее на бирже. Так госпакет может уменьшиться до 25%. Зато предприятие получит инвестиции и рыночную оценку, а госпакет подорожает, после чего его можно выставлять на аукцион, заключает Гречухин. Консолидация контрольного пакета в руках структур, близких к менеджменту, обезопасит компанию от возможной продажи госпакета недружественному инвестору, говорит Михаил Пак. Сотрудник “Камаза” не исключил участия менеджмента завода в аукционе по госпакету, если он состоится. Когогин комментировать эту тему отказался, а Варданян сказал, что это на заводе еще не обсуждали.

В подготовке статьи участвовали

Борис Сафронов, Дмитрий Симаков