Гарантия страховщикам


С конца марта Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) начало прием заявок от компаний, которые хотят быть туроператорами. Участники рынка и эксперты уверены, что большинство туркомпаний смогут заручиться гарантиями. Гендиректор одного из лидеров российского рынка въездного туризма – “Академсервиса” – Леонид Исакович считает, что это могут себе позволить абсолютное большинство работающих туроператоров. “Сама по себе фингарантия не является барьером”, – соглашается коммерческий директор турфирмы “Вест-тревел” Сергей Хохлов. Средняя ставка страховой компании – около 2,4%. От 5 млн руб. получается не такая большая сумма, вполне реальная для работающих компаний, считает он.

В группу риска попадают совсем небольшие операторы (около 500 туристов в год), рассуждает исполнительный директор франчайзинговой туристической сети “Мир без границ” Дмитрий Мачихин. “Чтобы выжить, им следует присоединяться к туристическим агентствам; при этом они получают выгодные условия работы – например, повышенные комиссионные, готовые договоры с операторами”, – рассуждает он.

Страховщики считают туроператоров выгодными партнерами. Замгендиректора по маркетингу СК “Русский мир” Евгений Гуревич оценивает средний размер страховой премии примерно в 75 000 руб. Сейчас его страховая компания уже заключила несколько десятков договоров с туроператорами. Страховой тариф составляет 1–2,5% от суммы ответственности. Уровень убыточности этого вида страхования оценить пока нельзя, говорит Гуревич, поскольку он новый и статистики по выплатам еще нет.

А гендиректор СК “Медэкспресс” Наталья Шумилова считает, что этот вид страхования станет прибыльным из-за очень жестких правил по выплатам. Клиентам туркомпаний придется доказывать страховой случай в суде, объясняет она.

Топ-менеджер петербургского банка отмечает, что банкиры, заплатив по гарантии, предъявят туроператорам требования на эту сумму. Тарифы по гарантиям в зависимости от размера компании составляют 2–5%, говорит он. А страховые компании будут оплачивать их из своего бюджета.

Большинство туркомпаний действительно предпочли страховщиков. Исакович из “Академсервиса” оценивает, что около 80% петербургских турфирм обратятся именно к страховым компаниям. “Большинство петербургских компаний работают на въезд и на выезд. Они постоянно общаются со страховыми компаниями. При налаженных контактах получить гарантии легче”, – аргументирует он.

То есть если фингарантия для обратившихся в банк будет стоить 20 000–250 000 руб., а для клиентов страховых компаний – 10 000–125 000 руб., банкиры заработают на новых клиентах 4–40 млн руб., а страховщики – 6,4–80 млн руб.

Большинство участников рынка подтверждают его слова. Хохлов рассказал, что его компания рассматривала вариант заключения договора со Сбербанком, однако из-за сложности и длительности процедуры оформления приняла решение работать со страховой компанией. Сейчас все документы уже готовы к отправке в Ростуризм, сообщил он. Гарантия от страховой компании – более дешевый путь, соглашается гендиректор турфирмы “Авиаэкспресс” Татьяна Черкас.