Как сажа бела


В 2003 г. Кристоферу Пуарье, предпринимателю, попробовавшему себя в разных областях, позвонил старый приятель, астрофизик Джерри Вайнберг, и предложил обсудить идею. Вайнберг проводил эксперименты с космической пылью и случайно натолкнулся на новую технологию производства чистого, высокоэнергетического угля. Оказалось, если обычный уголь подвергнуть воздействию сверхвысоких частот, можно значительно сократить в нем содержание серы и влаги. Полученные образцы горели ярче, выделяли больше энергии, и после них оставалось меньше отходов. Пуарье решился инвестировать в проект. А позже согласился присоединиться к проекту в качестве генерального директора. Так появилась на свет компания Coaltek.

“Я помню несколько встреч четыре года назад в офисах венчурных фондов, где я говорил об угле, – рассказывает Пуарье. – На них меня просто высмеяли. Месяц назад мы обратились к инвесторам за очередной порцией финансов, и хватило двух недель, чтобы закрыть сделку”.

Сейчас Coaltek получила более $33 млн в качестве поддержки от инвесторов, в том числе от компаний Draper Fisher Jurvetson и Warburg Pincus. Компания работает с поставщиками угля и за плату перерабатывает их низкосортный уголь в высококачественный. Фил Робертс работал управляющим франшизами автозаправочных станций. “Меня всегда поражало, сколько выхлопов идет от дизельных грузовиков и автобусов. Многие годы на них ставили фильтры. Но они все время засорялись”, – рассказывает Робертс. По чистой случайности он познакомился с двумя учеными, работавшими над технологией, которая должна была решить проблему засорения фильтров. Ученые предложили использовать так называемое каталитическое восстановление, т. е. устранять вредные компоненты выхлопных газов, в том числе густую черную копоть, с помощью обработки аммиаком.

Вновь созданную компанию предприниматели назвали Extengine Transport Systems. “Избавиться от 85–95% дизельных выбросов – это значительный результат”, – говорит Робертс.

Но привлечь инвесторов Робертсу удалось не сразу. Лишь своеобразная мода на экологически чистые технологии помогла ему найти финансовую поддержку. “Около года я искал заинтересованные стороны, которые согласились бы выделить финансирование”, – вспоминает он. В конце концов вклад небольшой группы инвесторов помог Extengine приобрести тестовое оборудование и выпустить первую партию продукции. Сегодня компания продает съемное устройство управления выбросами по цене от $25 000 до $35 000 за штуку. Годовой объем продаж – от $1 млн до $2 млн, и Робертс говорит, что намерен привлечь как можно больше муниципалитетов и крупных транспортных операторов к действиям по уменьшению дизельных выбросов. “По нашим оценкам, в ближайшие пять лет мы продадим 40 000 систем, – утверждает Робертс. – То есть объем продаж будет более $1 млрд. Но это всего 0,3% от общего количества загрязнений, которые мы намерены устранить”. (FT, 24.04.2007, Ирина Окунькова)