Чистый металлург

Инвестиции в транспортную компанию могли принести Алексею Мордашову $1 млрд
Инвестиции в транспортную компанию могли принести Алексею Мордашову $1 млрд / Д. Гришкин

Алексей Мордашов и его партнеры по “Северстальтрансу” – гендиректор этой транспортной группы Константин Николаев, коммерческий директор Никита Мишин и исполнительный директор Андрей Филатов – договорились, что Мордашов продаст им свою долю в компании, сообщила вчера транспортная группа. Представитель “Северстальтранса” Анна Вострухова уточнила, что сделку планируется закрыть до конца года.

Сейчас Мордашову в “Северстальтрансе” принадлежит 50%-ная доля, оставшееся тройка топ-менеджеров контролирует в равных долях, объяснила она.

Мордашов и Николаев с партнерами сотрудничали более 10 лет. Познакомились они в

1990-е. Тогда студент философского факультета МГУ Николаев работал в экспедиторской компании “Петра”, а “Северсталь” была одним из ее клиентов, рассказывают знакомые бизнесменов. А когда в 1996 г. Николаев решил учредить собственную компанию, он предложил Мордашову, который уже был назначен гендиректором “Северстали”, стать в ней равноправным партнером.

Первым активом новоиспеченных партнеров было ЗАО “Северстальтранс”, оказывавшее экспедиторские услуги самой “Северстали”. Сейчас “Северстальтранс” – уже группа компаний с оборотом $1,6 млрд. На долю услуг “Северстали” в выручке транспортной компании пришлось лишь 4,8%, говорит Вострухова.

“Намеченные цели были достигнуты – сделанные инвестиции принесли прибыль, и я принял решение продать свою долю менеджменту компании”, – объяснил Мордашов свое намерение выйти из транспортного бизнеса в пресс-релизе.

Мордашов решил сосредоточиться на металлургии, напоминает управляющий партнер AG Capital Александр Агибалов. Это было одной из причин продажи Мордашовым 49,3% акций “Северсталь-Авто”, говорил ранее гендиректор этой компании Вадим Швецов, выкупивший пакет.

Сделка с менеджментом “Северстальтранса” была ожидаема, тем более что, как и в случае с “Северсталь-Авто”, именно менеджеры строили стратегию компании, подчеркивает аналитик ИБ “Траст” Евгений Шаго. На сделке с Швецовым Мордашов мог заработать около $500 млн. От продажи 50% “Северстальтранса” Мордашов получит еще $0,75–1 млрд, подсчитал Шаго.

Куда Мордашов реинвестирует вырученные средства, представитель бизнесмена сказать отказался. Источник, близкий к Мордашову, заверил лишь, что это будет не металлургия.

Николаев и Мишин вчера комментировать детали сделки отказались. С Филатовым связаться не удалось. Николаев сообщил “Ведомостям”, что сделка проводилась по обоюдному согласию сторон и конфликта между акционерами не было.

Вострухова добавила, что после ухода Мордашова компания намерена провести ребрендинг. Управляющий партнер консалтинговой компании Brandlab Александр Еременко считает, что для железодорожной компании брэнд не так важен, так что на бизнесе “Северстальтранса” переименование никак не отразится. Стоимость ребрендинга зависит от того, кто его будет делать, но теоретически он может обойтись лишь в несколько десятков тысяч долларов.

До того как Мордашов перестанет быть совладельцем “Северстальтранса”, транспортная компания должна будет продать “Северстали” два важных для металлургической группы актива – стивидорную компанию “Нева-Металл” и экспедиторскую “Нева-Металл Транс”. “Эти приобретения дают компании возможность создания независимой экспортной логистической цепочки. [...] Санкт-Петербургский порт, на территории которого работают обе компании, является базовым портом для “Северстали” при транспортировке продукции на экспорт – в Европу и США”, – говорится в пресс-релизе “Северстали”. Сумма этой сделки составит $100 млн.