Покупая время
Спрос на дорогие часы подогревают управляющие хедж-фондами, инвестбанкиры, разбогатевшие бизнесмены из развивающихся стран. Механические часы все чаще становятся объектом коллекционирования и инвестирования наряду с произведениями искусства и раритетными автомобилями. Люди, разбирающиеся в часах, наряду с любителями пустить пыль в глаза готовы платить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, а истинные фанаты часового дела – до $500 000 за экземпляр, в котором только истинный знаток способен разглядеть нечто большее, чем просто красиво выглядящий, сделанный из дорогих материалов хронометр.
Если раньше дорогие часы пользовались спросом прежде всего на западных рынках, в таких странах, как США и Италия, то теперь владельцев элитных часов можно встретить по всему миру. За прошедший год экспорт швейцарских часов в Китай вырос более чем на 50%, а поставки в Россию – почти в три раза. Гонконг, основной рынок дорогих часов в Азии, вскоре может опередить США и стать крупнейшим часовым рынком в мире. “Спрос на часы растет во всех регионах мира”, – говорит Тьерри Штерн, генеральный директор Patek Philippe.
В ответ на растущий ажиотаж производители часов увеличивают их выпуск – но осторожно, чтобы не разрушить рынок и не лишить свой продукт духа эксклюзивности. Они выпускают новые модели, украшая циферблат драгоценными камнями и изготавливая корпус из драгоценных металлов. Традиционалисты предпочитают причудливость в механике, а не в оформлении. У модели Opus V от Harry Winston вместо четырех стрелок – вращающиеся кубики; в другую модель встроены миниатюрные куранты, отбивающие часы.
Репортеры WSJ опросили коллекционеров, дилеров, оценщиков, членов “часовых” клубов, экспертов специализированных изданий. Были также проанализированы цены, проданных за последнее десятилетие на аукционах Antiquorum и Christie’s более чем 400 часов; стоит, однако, отметить, что лишь отдельные экземпляры из целой серии могут достичь тех рекордных цен, что были установлены на аукционах. По результатам опросов и анализа были составлены рекомендации относительно инвестиций в некоторые модели часов (см. таблицу).
Оценить перспективы роста цен на часы непросто. Эксперты считают, что часы Martin Braun Eos, выпущенные в 2000 г., имеют хороший потенциал роста стоимости; однако за эти часы, которые в рознице продаются за $9550–36 000, на аукционе удалось выручить лишь $3585. А часы Blancpain 1735 Grande Complication стоимостью $860 000 (один из 27 вышедших в свет экземпляров) на аукционе прошлой осенью были проданы всего лишь за две трети своей стоимости.
История бренда также может оказывать влияние на цены. Стоимость элитных часов Blancpain на вторичном рынке упала после того, как в 1992 г. ее производителя купила SMH Swiss Corp. for Microelectronics Watchmaking Industries (сегодня называется Swatch Group). С другой стороны, история Patek Philippe (с 1932 г. принадлежит семье Штерн) дает и компании, и поклонникам ее продуктов все новые поводы для гордости. Часы Patek Philippe постоянно устанавливают рекорды на аукционах. Наивысшая цена – $4 026 524 – была уплачена в 2002 г. за платиновые Patek Philippe World Time (ref. 1415) 1939 года выпуска.
Объектом коллекционирования и инвестирования становятся прежде всего часы швейцарских производителей – таких, как Patek Philippe, Audemars Piguet, – но иногда и немецких. Зачастую часы выпускаются небольшими партиями, которые могут насчитывать 30 экземпляров и даже меньше. Дополнительную стоимость придают различные механизмы, с которыми часы перестают быть просто прибором, показывающим время, – например, репетир (отбивает интервалы времени) или указатель фаз луны. Часы должны быть механическими, с ручным или автоматическим подзаводом (в последнем случае для завода используется энергия движения того, кто носит часы). Некоторые коллекционеры платят до $5000 за специальные футляры, в которых часы, когда их не носят, продолжают заводиться. Не котируются часы на батарейках, а также женские часы, поскольку их корпус обычно слишком мал, чтобы вместить замысловатые внутренности.
При покупке дорогих часов зачастую не обойтись без специалиста, потому что цена во многом объясняется тем, что скрыто от глаз, – деталями и механизмами внутри корпуса, а также нематериальными факторами, такими, как бренд, востребованность у покупателей и др. Цены на часы, внешне похожие друг на друга, могут отличаться в разы. Так, часы Lange 1 от A. Lange & Soehne и Nomos Tangente Date Power Reserve на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга. Однако Lange 1, стоящие $24 000, почти в 10 раз дороже, чем Tangente. Одна из причин заключается в том, что механизм Lange 1 считается одним из самых совершенных. (WSJ, 7.04.2007, Михаил Оверченко)