ИНТЕРВЬЮ: Михаил Дунаев, генеральный директор “Системы Масс-медиа”


Открытие киностудии, а точнее – кинотелевизионного студийного комплекса, планируется на июнь. Рынок уже давно ждет появления этой современной студии, возможности которой позволяют производить кино и телепрограммы на самом современном технологическом уровне. Работы начались в мае прошлого года, на сегодня в строительство комплекса вложено около $20 млн.

Инвестиции в российские средства массовой информации – хорошая идея. По крайней мере, так считают миллиардеры Сулейман Керимов, Виктор Вексельберг и Владимир Евтушенков, последние пару лет скупавшие кабельные сети и прочие медиаактивы. В отличие от 1990-х гг., когда газету или телеканал приобретали из политических соображений, сегодняшние медиамагнаты политики сторонятся и рассчитывают просто заработать денег, информируя и развлекая российский средний класс. Принадлежащая Евтушенкову АФК “Система” для этого, например, наняла управлять своим медийным подразделением Михаила Дунаева. В послужной список генерального директора “Системы Масс-медиа” входит руководство российским подразделением Lego, разработка новых проектов в германском медиахолдинге Bertelsmann, а также продюсирование в России “независимых” кинофильмов для западного рынка – типа последнего фильма Вуди Аллена. О том, когда “Система Масс-медиа” запустит в Петербурге собственную киностудию для производства картин с голливудскими звездами и начнет транслировать телепередачи по мобильным телефонам, Дунаев рассказал в интервью “Ведомостям”.

– С момента вашего назначения на пост генерального директора “Системы Масс-медиа” (СММ) прошло чуть больше года. Чем вы занимались раньше и почему выбрали вас?

– До этого я возглавлял компанию Thema Production, которая входила в СММ. Из 14 фильмов, которые мы сняли за 3,5 года, каждый второй попадал на крупнейшие международные кинофестивали. Я не думаю, что любая западная компания может похвастаться такими результатами. Может быть, это и стало одним из факторов того, что выбор пал на меня. Но кроме того, явно назрела необходимость из СММ сделать реальную мультимедийную компанию – понятную по структуре, по задачам и похожую на те медийные группы, которые есть на Западе. Поэтому компании был необходим человек, знакомый с западными технологиями и способный из совершенно разрозненных активов создать единую понятную рынку структуру. Мы взяли за основу [французский] Canal+, актив [корпорации] Vivendy Universal, и по этой схеме стали выстраивать отдельные блоки операционного холдинга СММ.

– Чего удалось добиться за год?

– Важнейшее достижение прошлого года – это единый оператор “Стрим-ТВ”, который, используя любую технологию, доставляет сигнал до потребителя. Когда мы говорим о мультимедийной услуге, мы имеем в виду платное телевидение, Интернет – то, что сегодня наиболее востребовано абонентом. Была задача создать лидера на рынке, и в основу этого решения была положена покупка АФК “Система” актива UCN в марте 2006 г., который на тот момент обслуживал порядка 700 000 абонентов. И год мы завершили, обслуживая 1,5 млн абонентов. По разным оценкам, это от 15 до 30% рынка платного телевидения. Что особенно приятно, на последней выставке CSTB-2007 [международная выставка телевизионных технологий, проходившая в Москве] конкуренты называли нас явным лидером и признавали, что во многом мы сформировали правила на рынке. В этом плане [основатель и владелец АФК “Система”] Владимир Петрович Евтушенков был провидец, он понимал, что сейчас рынок колеблется и тот, кто первым решится на масштабные инвестиции – а это ни много ни мало сотни миллионов долларов инвестиций, – явно выиграет. Это был риск, но риск хорошо рассчитанный. И к концу года, по оценке Goldman Sachs, наши активы по стоимости выросли минимум в три раза, т. е. примерно до $700–750 млн.

– Бытует мнение, что платное телевидение в нашей стране не приживется.

– Знаете, я не верю в то, что “умом Россию не понять, аршином общим не измерить”. Безусловно, у каждой страны есть национальные культурные традиции, ценности. Но посмотрите на наш средний класс. Несколько лет назад говорили, что у нас не приживутся сети кинотеатров, что у нас пиратская страна и все будут покупать DVD только на Горбушке. По мере роста благосостояния люди отказываются от турецких челноков, хотят покупать качественные товары, качественное питание для своих детей и качественный контент, который мы смотрим. Тем более в России, где полгода зима, – у нас не Бразилия, у нас пляжей и открытых дискотек поменьше. А зимой мы большей частью проводим время дома и в закрытых помещениях, и это во многом определяет наш досуг – телевидение, Интернет... Просто сегодня другие требования: мы устали смотреть плохо переведенную, дешевую, некачественную западную продукцию. Мы хотим видеть свое кино, свои сериалы, свои игры и свои каналы, поэтому в блоке СММ мы первыми стали производить собственные каналы, которые наиболее популярны среди наших региональных операторов. И иногда СММ побеждает конкурентов именно потому, что предлагает уникальный контент.

– В этом году в СММ появилась еще одна структура – “Стрим-Контент”. Вас не удивляет выбор команды? Ведь ни Владимир Яковлев (основатель ИД “Коммерсантъ”), ни Юрий Кацман (основатель ИД “Секрет фирмы”), ни Леонид Милославский (в прошлом гендиректор “Коммерсанта” и основатель проекта “Столичная вечерняя газета”) никакого отношения к телевидению не имеют.

– Не удивляет. Владимир Яковлев был первым, кто совершил прорыв в издательском бизнесе в 1990-е гг. Принимая такое решение, СММ консолидировала все свои контентные активы для создания уникальной контентной платформы. Понимая всю ответственность поставленных перед ним задач, Владимир сможет наиболее полно реализовать свой креативный потенциал.

– А что сейчас является приоритетным для компании? В какие направления СММ инвестирует в первую очередь?

– Приоритетным направлением деятельности СММ остается платное телевидение в различных его формах (включая кабельное и мобильное ТВ). В прошлом году в приобретение региональных кабельных операторов и модернизацию сетей было инвестировано более $200 млн.

Но СММ – медийная компания, поэтому для нас важно не только иметь мощные и разветвленные системы доставки ТВ-сигнала, но и обеспечивать для своих абонентов высококачественный (в том числе и эксклюзивный) контент. В 2007 г. мы планируем инвестировать в производство контента десятки миллионов долларов.

– Каковы задачи “Стрим-ТВ”? Это просто управляющая компания для разрозненных региональных активов или у нее есть свои операционные задачи – организация сети, продажа услуг и т. п.?

– “Стрим-ТВ” является полноценной операционной компанией, работающей под единым брендом во всех регионах присутствия, крупнейшим в России оператором платного телевидения. Главные задачи компании на 2007 г. – удвоение числа абонентов до 3 млн домохозяйств, модернизация сетей, дальнейшее повышение качества и разнообразия услуг для конечных пользователей.

– Каковы успехи СММ в деле производства кино? Когда начнет работать киностудия, что будете снимать? И какие инвестиции в этот проект вложены на данный момент и будут вложены в будущем?

– Как продвигается проект по запуску мобильного ТВ?

– Запуск мобильного ТВ в формате DVB-H запланирован на осень этого года. Сначала начнется бесплатное тестовое вещание (Free To Air), а весной 2008 г. мы планируем вещать в коммерческом режиме. Проект стартует в Москве, а затем в других крупнейших российских городах. Эта услуга может оказаться очень популярной, ведь за $10–20 абоненты мобильной связи смогут получать до 30 ТВ-каналов высокого качества.

– Вы будете привлекать дополнительные инвестиции для этого проекта?

– Скорее всего да. У нас уже есть предложение от крупной российской компании, владеющей большой розничной сетью. Поступают и предложения от западных партнеров, которых мы также пока не можем назвать.

– А будет ли СММ участвовать в производстве контента для сетей мобильной связи третьего поколения (3G), например телепередач для просмотра на мобильных телефонах? Какой контент вообще будет востребован в 3G-сетях?

– Разумеется, поскольку, как я уже неоднократно говорил, производство контента – один из приоритетов стратегии СММ. Мобильное ТВ имеет некоторые особенности в части контента: судя по мировому опыту, в первую очередь здесь востребованы музыка, спорт и новости. Остальное выяснится только после запуска пилотного проекта – мы ведь прокладываем дорогу первыми.