ВДАЛИ: Из глубины веков
Однако в наши дни, если взглянуть с холма на городской порт, становится ясно, что даже сейчас, когда город этот трудно назвать густонаселенным, к нему возвращается былая слава. И не страшно, что Салала – далеко не самый современный город в Омане и что до ближайшего соседнего города надо ехать еще 1000 км, а по пустынным шоссе вокруг города бродят беспризорные верблюды. Несмотря на это, контейнерный порт Салала выходит на уровень крупнейших международных портов благодаря разразившемуся не так давно торговому буму. По Аравийскому морю в порт и из порта идут многочисленные корабли-контейнеровозы, которые переправляют промышленные экспортные товары из азиатских стран в Европу, Северную Америку и другие части света.
Контейнерный порт Салала был открыт в 1998 г. Это один из немногих портов в мире, созданных вовсе не для того, чтобы получать или переправлять грузы вглубь суши или обратно. Напротив, в этом порту огромные контейнеры просто перегружаются с одного корабля на другой. Сейчас, когда суда-контейнеровозы достигают в длину 400 м, подобные перевалочные пункты становятся все более необходимыми. Исполины таких размеров могут зайти далеко не в каждый порт, куда надо доставить груз.
Впрочем, в наши дни таких портов, как Салала, специализирующихся на “пересортировке” контейнеров и грузов, совсем немного. Еще меньше таких портов, которые, как Салала, находятся далеко от промышленных центров, но тем не менее в чрезвычайно удобном месте – средоточии большого количества морских торговых путей. Этот оманский порт расположен на середине расстояния между Красным морем и Персидским заливом; он занимает выгодную позицию, фактически соединяя между собой Восточную и Южную Африку и Индийский полуостров с основными торговыми путями, связывающими Китай и Европу.
В самом порту особенно ярким становится контраст между новым и старым, например между таким суперсовременным зрелищем, как огромные краны, многие тысячи контейнеров и гигантских размеров контейнеровозы – и неожиданными проявлениями уходящей эпохи. Скажем, в самом старом уголке порта по-прежнему вручную идет погрузка кормов для животных на деревянные суденышки – дхоу, направляющиеся в район Африканского Рога. А совсем рядом, на одном из многочисленных контейнерных терминалов, под разгрузкой стоит огромный Maersk Davenport с длиной корпуса 300 м. Разгрузка ведется специальными контейнерными кранами по 80 м каждый.
Впрочем, здесь такие контрасты никого особенно не смущают. Тимен Меестер, старший региональный директор управляющей терминалом компании APM Terminals (APMT), одного из подразделений датской AP Moller-Maersk, утверждает, что некоторая отсталость местного уклада более чем компенсируется уникальным сочетанием двух факторов – глубоководной гаванью Салала и близостью порта к ключевым торговым путям. Компании APMT принадлежит 30% компании Port of Salalah Company, которая уже размещает на бирже свои акции. Остальные 70% принадлежат государству и частным инвесторам из Омана.
“Если анализировать потенциал порта Салала методом Swot, упираешься в единственное и самое главное слово по всем параметрам – “местоположение”, – говорит Меестер. Метод Swot используется для оценки бизнес-идеи по четырем аспектам: достоинства, недостатки, возможности и потенциальные источники угрозы.
По действующим в Омане законам компания обязана следить, чтобы две трети ее сотрудников были гражданами Омана. Поэтому на работу пришлось взять тех, кто не очень осведомлен об особенностях работы на современном производстве. Меестер согласен, что обучить такое количество рабочих было для компании трудной задачей. Однако сейчас терминал уже выходит на мировой уровень производительности. Каждый кран перемещает за час примерно 30 контейнеров. Даже в Европе во многих портах этот показатель все еще сохраняется на отметке около 25 контейнеров в час.
Сейчас ежегодно через один только этот терминал проходит около 2,5 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте – уровень крупнейшего контейнерного порта Великобритании Феликсстоу. Но в последние три года порт Салала работает на пределе возможностей. “Иногда нам просто приходится вежливо отказываться от сделки”, – объясняет Меестер.
Впрочем, в апреле в порту вводят в строй дополнительные места у причалов и планируют расширить операции. Сейчас обсуждается проект строительства второй линии причалов, что позволит увеличить нынешнюю мощность порта в четыре раза.
Для многих перегрузочных портов, таких как Салала, основная угроза состоит в том, что клиенты могут сделать выбор в пользу других портов с более низкими портовыми сборами или более высоким уровнем обслуживания. Мортен Лунд, менеджер по маркетингу и продажам портовой компании, согласен, что такой риск существует, и считает своим конкурентом любой порт по перегрузке товаров на всем протяжении от Сингапура до Порт-Саида.
Однако куда более значительная угроза для порта Салала исходит от самой компании Maersk Line, которая входит в состав группы, управляющей терминалом. Этой компании принадлежит изрядная доля в крупнейшем в мире перевозчике контейнеров. И хотя порт Салала, естественно, используют и другие линии, среди судов, заходящих в порт и выходящих из порта, очень много выкрашенных светло-голубой краской контейнеровозов Maersk.
В прошлом году операции Maersk Line оказались убыточными. Причиной тому стало приобретение в 2005 г. компании P&O Nedlloyd – линии перевозок, некогда занимавшей третью позицию на мировом рынке. Правда, пока, утверждает Меестер, порт не ощутил на себе проблем, с которыми столкнулась Maersk Line. Его заботит другое – как долго продлится бурный рост мировой торговли. “Вот если на будущий год иссякнет поток грузов из Китая, это мы почувствуем сразу”, – говорит он. (FT, Екатерина Кудашкина)