Безрадостное наследие Ширака


В сентябре 2004 г. французский президент Жак Ширак выступил в ООН с масштабной идеей – ввести международный налог, который позволил бы собирать по $50 млрд в год для борьбы с бедностью во всем мире. Когда американская делегация выразила скептицизм по поводу этого предложения, Ширак заявил: “Как бы ни были сильны США, они не смогут вечно отвергать и блокировать план, одобренный 110 правительствами”. Потом Ширак предложил более скромный проект, предусматривающий введение налога на авиабилеты. Но даже эту идею реализовали немногие государства. В их числе – Чили и Габон, причем в Чили в 2006 г. было собрано $2,5 млн, а в Габоне ведущая национальная авиакомпания просто прекратила существование.

“В этом – весь Ширак, – говорит Шарль Амеде де Курсон, французский парламентарий центристского толка, выступавший против налога на авиабилеты, когда парламент страны принимал соответствующий закон в прошлом году. – Грандиозные, щедрые идеи – и жалкое их воплощение”.

Неудачи Ширака в области социальной и экономической политики стали главной темой обсуждений в ходе новой предвыборной кампании. Кандидат от социалистов Сеголен Руаяль, центрист Франсуа Бейру и консерватор Николя Саркози, бывший при Шираке министром финансов и внутренних дел, – все они обещают в случае их избрания изменить курс, взятый нынешним президентом. “Мы собираемся перелистнуть страницу истории, – заявила Руаяль, выступая в телепрограмме в марте, после того как Ширак сообщил, что не думает баллотироваться на третий срок. – Преемник [Ширака] должен будет удовлетворить огромную потребность сообщества в переменах”.

На протяжении своей 40-летней политической карьеры Ширак очень энергично пробивался вверх. Он закончил Национальную школу администрирования – элитное учебное заведение, готовящее государственных служащих. Он был министром, премьер-министром, главой консервативной голлистской партии, мэром Парижа, снова премьером, а в 1995 г., после двух неудачных попыток, ему наконец удалось занять президентское кресло. Однако на этой должности он не оправдал ожиданий. “Господин Ширак прошел через череду взлетов и падений, – говорит Жан-Франсуа Пробст, бывший помощником Ширака с 1974 по 2000 г. – Только оказавшись внизу, он мог снова начать движение вверх”.

Ширак старался проявлять смелые инициативы в международной политике. Именно он первым из французских руководителей заговорил на высшем уровне о роли Франции в депортации евреев во время Второй мировой войны. Он также отдал дань вины за работорговлю. Четыре года назад французский президент обратился к США с предупреждением об опасных последствиях применения силы против Ирака. Ему довелось столкнуться с антифранцузскими выпадами в американской печати и с давлением со стороны французских компаний, боявшихся, что их экспорту в США может быть нанесен урон.

Однако Шираку не удалось должным образом использовать народную поддержку его антивоенной позиции, а с некоторыми странами отношения у Франции ухудшились. В феврале 2003 г., когда Польша и другие страны – кандидаты в члены ЕС поддержали вторжение США в Ирак, Ширак заявил, что эти страны “упустили прекрасную возможность промолчать”. Впоследствии президент пожалел об этом: “Мне следовало тщательнее выбирать выражения”.

У себя в стране Ширак заслужил одобрение, добившись за пять лет двукратного сокращения смертности на дорогах. Значительными достижениями президента считаются также расширение исследований в области онкологии и создание в Париже знаменитого музея примитивистского искусства. Вместе с тем будущему президенту Франции придется иметь дело с государственным долгом в размере 1,2 трлн евро (когда Ширак вступал в эту должность, госдолг был почти вдвое меньше) и безработицей, уровень которой достиг 8,8%. После того как в 2005 г. Франция отвергла проект Конституции ЕС, она оказалась в изоляции среди европейских соседей. Германия, остающаяся главным торговым партнером Франции, недовольна вмешательством Ширака в управление транснациональной корпорацией Airbus. Вдобавок к этому нового президента ждет проблема, о которой Ширак говорил еще во время предвыборной кампании 1995 г., но которая так и осталась нерешенной, – пропасть, разделяющая бедных и богатых, процветающие центральные районы городов и трущобные пригороды.

“Франция перестала действовать в интересах всех французов”, – говорил Ширак в 1995 г. Чтобы исправить ситуацию, он предлагал реформировать национальные законы о занятости и систему социального обеспечения. Спустя 10 лет массовые уличные беспорядки во французских пригородах показали, что слова о социальном расколе были пророческими.

Победив на выборах, президент перестал фокусироваться на социальной проблеме. В течение первого президентского срока он больше занимался вопросами вроде ядерных испытаний и управления государственным бюджетом. Со времен президента Франсуа Миттерана страна унаследовала громадный бюджетный дефицит – а без сокращения дефицита Франция не могла перейти на евро.

Проблема социального раскола была актуальной и в 2002 г., в начале второго президентского срока Ширака. Однако и на этот раз после победы на выборах политик занялся другими проблемами – борьбой с бедностью, голодом и эпидемиями во всем мире. В 2003 г. Ширак создал рабочую группу для изучения перспективности налога на международные финансовые сделки транснациональных корпораций. Свой план он изложил в ООН осенью 2004 г. Но по возвращении в Париж он увлекся новой идеей, которую предложила рабочая группа, – налога в масштабах Европы.

Поначалу казалось, что предложение о налоге получит поддержку международного сообщества, но вскоре Германия и Италия, традиционные союзники Франции по ЕС, отказались от этой идеи. Определенную поддержку Ширак получил лишь со стороны премьера Великобритании Тони Блэра, выступавшего также с одобрением аналогичного британского проекта сбора средств.

Не добившись успеха, Ширак выдвинул более скромную инициативу, предложив взимать дополнительный налог на авиабилеты для покупки медикаментов против малярии, туберкулеза и СПИДа. “Думаю, он искренне верил, что Север должен более активно помогать Югу, – говорит Жак Коссар, член антиглобалистской организации Attac, входивший в организованный Шираком налоговый комитет. – Он вписал свое имя в историю, хотя в действительности реализовал далеко не такой масштабный проект, на какой рассчитывал вначале”.

В книге, вышедшей из печати в марте, Ширак говорит о своем проекте так: “Налог был введен в порядке эксперимента, однако он стал важным инструментом для продвижения идеи усиления контроля и очеловечивания глобализации”.

Несмотря на протесты со стороны Air France, чей бизнес страдал от введения налога, эта мера была введена во Франции в июле 2006 г. Для сбора средств Франция создала в Женеве фонд Unitaid, выступающий в роли агента по закупке лекарств для Всемирной организации здравоохранения. Отдельные взносы в этот фонд время от времени поступают от различных государств, но главным поставщиком является Франция: в 2007 г. эта страна намерена собрать за счет налогов на авиабилеты 160 млн евро, что составит более 66% годового бюджета Unitaid.

В последние месяцы своего президентства Ширак самым активным образом убеждал Китай также ввести авиационный налог, но пока Пекин не проявляет желания сделать это.

Франция при Шираке не смогла создать прецедента в области решения по-настоящему больших задач. Преемнику будет очень непросто проводить в этой стране реформы – даже если она не станет фокусироваться на борьбе с глобальной бедностью. (DJ, 13.04.2007, Александр Силонов)