Из руин


“Кафе стало моим призванием. Здесь я вновь почувствовал себя молодым, – рассказывает 67-летний Анджей. – Я не знал о бизнесе ничего. Всему пришлось учиться самостоятельно”.

Анджей – представитель четвертого поколения клана Бликле во главе семейного бизнеса. Расположенное в одном из фешенебельных районов польской столицы кафе впервые открыло свои двери для посетителей в 1869 г.

Такие семьи, как Бликле, в Польше редкость. В Западной Европе много компаний, которые уже более 100 лет находятся в управлении одной семьи. Но в Польше лишь единичным бизнесам удалось выжить во времена нацистской оккупации и коммунистического режима. Типичная польская семейная компания наших дней основана в начале 1990-х и все еще управляется первым поколением семьи. Деловые же корни семьи Бликле уходят в глубину позапрошлого века. Кафе в Варшаве, которая тогда считалась окраиной Российской империи, основал прапрадед Анджея Антоний Бликле. Его внук Ержи продолжал дело предков в перерывах между войнами, и даже в период Второй мировой войны кафе принимало посетителей.

Здание кафе было разрушено в 1944 г. во время Варшавского восстания. После войны кафе открылось на том же самом месте, но при коммунистическом режиме.

Как частный предприниматель, Ежи Бликле находился под постоянным подозрением. Он не мог нанять на работу более 40 человек, но на какой-то момент этой цифры оказалось достаточно, чтобы предприятие стало одной из крупнейших частных фирм в стране.

Однажды его арестовали за то, что он купил полтора десятка яиц на рынке, а не на оптовой базе. Постоянный дефицит вынуждал Ержи покупать апельсиновую цедру у своих клиентов – она нужна для приготовления одного из знаменитых блюд кафе: пончиков с начинкой из джема. Шоколад продавался только по продуктовым карточкам, поэтому Ержи приходилось покупать его в валютных магазинах. “Отца несколько раз арестовывали. Но он любил повторять, что никогда не откажется от семейного дела, – говорит Анджей. – Благодаря силе его характера наше кафе выжило”.

Но семейное дело было слишком шатким, и Анджей выбрал карьеру математика. Он читал лекции в США, Канаде, Скандинавских странах. И имел смутное представление о том, как управлять бизнесом, когда в 1990 г. решил помочь двоюродному брату организовать работу кафе. Это было через девять лет после смерти отца.

Анджей взял бразды правления в свои руки и понял, что компанию нужно расширять, иначе она не выдержит конкуренции: “Перед нами стоял выбор: расти или погибнуть”.

Первая возможность представилась, когда предприниматель из города Лодзь, что в 130 км от Варшавы, решил продавать у себя знаменитые пончики с джемом. Каждый день Анджей нагружал две легковые машины ящиками с выпечкой и отправлял в Лодзь. Там они продавались с 40%-ной наценкой.

Примерно тогда же Анджей пытался взять кредит, и знакомый банкир рассказал ему о франчайзинге.

“Он прислал мне из Лондона книгу, я прочел, и предприниматель из Лодзи стал нашим первым франчайзи”, – вспоминает Анджей.

Бликле пережил и немало трудностей. Сначала он решил выбирать в качестве франчайзи только молодые компании. Потом стало очевидно, что эта стратегия ошибочна – часто у молодых компаний не было достаточно денег на открытие кафе. Но и сотрудничество с опытными бизнесменами имело недостатки: случалось, они управляли бизнесом издалека, через менеджеров, которые наплевательски относились к делу. Семья Бликле сохраняет контроль над качеством – выпекает все свои пирожные в Варшаве и ежедневно развозит их в разные уголки страны.

Возвращение к деловому наследию семьи сделало Анджея апостолом капитализма. В 1990-х он купил проектор и начал устраивать ежемесячные деловые семинары. Его бесплатные и общедоступные лекции обычно посещает не менее 100 человек. “Обучение стоит дорого, поэтому я, как профессор, решил помогать людям, – говорит он. – Я вернулся в академический мир, только через заднюю дверь”.

Когда Анджей возглавил семейный бизнес, в кафе работало около 40 человек, а весь бизнес оценивался в $60 000. Бывший профессор математики инвестировал в компанию более $1,5 млн, и сегодня продажи составляют 21,4 млн злотых ($7 млн). Восемь кафе принадлежит самой компании, еще девять работают по франшизе.

Сегодня бразды правления семейным делом готовится взять Лукаш Бликле. Оглядываясь назад, Анджей сожалеет лишь об одном: “Мой отец не увидел, что бизнес процветает и мне на смену придет мой сын”. (FT, 21.03.2007, Полина Михалева)