Вспомнить кризис
Иностранные инвесторы не любят, когда правительства пытаются контролировать движение капитала. “Чтобы не возникло проблем, нужно, чтобы эти решения проводились очень твердой рукой, – полагает аналитик J.P. Morgan Private Bank Стюарт Швайцер. – Рынки с этим справляются лучше”. Тем не менее государства ASEAN предпочитают именно этот способ борьбы с финансовыми кризисами. В декабре 2006 г. власти Таиланда обязали банки страны резервировать на год 30% средств, которые вкладывают иностранцы. В тот же день фондовый рынок Таиланда потерял 15%, и ограничение пришлось снять. Мартовский обвал на Шанхайской бирже тоже был спровоцирован слухами о том, что правительство может принять меры по ограничению спекулятивной деятельности на фондовом рынке. Пока с “горячими инвестициями” Китай борется, повышая ставку обязательного резервирования банками. С начала года она трижды увеличивалась на 0,5 п. п.
Впрочем, отношение иностранных инвесторов к ограничениям притока капитала начинает меняться. У многих стран “по-прежнему сильна зависимость от спекулянтов, рассчитывающих на быструю прибыль, а это может остановить инфляцию и надуть [в экономике] пузыри”, предостерегает аналитик консалтинговой компании Kleiman International Гари Кляйман. “Контроль, позволяющий предотвратить негативные последствия, – законный политический инструмент”, – добавляет он. Управляющие некоторых американских паевых фондов считают полезным контроль, который ограничил бы приток спекулятивного капитала, но не в ущерб долгосрочным вложениям.
Подобный опыт есть, например, у Бразилии, где действует налог на сделки с ценными бумагами, которые продаются в течение 30 дней после покупки. В Индии для иностранцев существуют ограничения на рынке местных деривативов, а в Аргентине нерезиденты могут продать долговые инструменты только через полгода после покупки. Правда, на доходы в этих странах иностранцам жаловаться не приходится. Аргентинский рынок облигаций в 2006 г. принес 51% дохода, а индийские и бразильские фондовые индексы выросли на 42% и 28% соответственно.
Во Вьетнаме, где, по мнению многих аналитиков, уже надулся пузырь, готовый вот-вот лопнуть, инвесторы говорят, что были бы рады помощи правительства. “Кто ж не захочет, чтобы власти предотвратили крах фондового рынка”, – говорит управляющий Eaton Vance Structured Emerging Markets Fund Клифф Куайзенберри.
Когда в декабре власти Таиланда обрушили фондовый рынок страны, Марк Хедли из Matthews International Capital Management был уверен, что это хороший момент для покупки акций. Ему не помешал даже опыт кризиса 1998 г., когда власти Малайзии запретили иностранцам выводить из страны средства, а у Хедли там были инвестиции. Если 10 лет назад это решение вызвало у иностранных инвесторов шок, сейчас они относятся к этому с пониманием. “Малайзия не разрешала иностранцам забрать свои деньги из страны, а нынешние меры не дают попасть в экономику перегретым инвестициям”, – утверждает Кляйман. (WSJ, 5.04.2007, Татьяна Бочкарева)