Случай с озеленителями
С их точки зрения, подорожавший сотрудник теряет стимулы к увеличению производительности труда: вместо того чтобы тратить больше усилий в единицу времени (или больше времени для достижения результата), начинает расходовать рабочие часы вальяжно. Расслабляется, одним словом. Отец современной социологии Макс Вебер еще сто лет назад рассказывал быль про поденщиков, которые в ответ на повышение расценок на сдельную работу не увеличивают, а снижают выработку – ровно настолько, чтобы получать те же деньги, что и раньше.
Современным предпринимателям на каждом шагу приходится иметь дело с такими вот пережитками традиционализма. Как показал нобелевский лауреат Джордж Акерлоф, решение переплатить вполне рационально: премия к рынку настраивает сотрудника на то, чтобы относиться к своей работе в фирме как к долгосрочному решению. Но что делать, если поджимают сроки? Можно, конечно, пообещать премию на случай, если аврал будет вовремя ликвидирован. Но можно поступить и ровно наоборот – дать деньги авансом, и “люди к тебе потянутся”.
Этот удивительный результат получили Шарль Бельмар и Брюс Ширер из Университета Лаваля в Квебеке в ходе естественного эксперимента. Полигоном для исследования стала фирма, специализирующаяся на озеленении. Форма оплаты труда – сдельная: доход работника (в среднем $200 в день) строго пропорционален количеству посаженных деревьев. Ради науки было сделано одно-единственное исключение: вдобавок к регулярному заработку сотрудники неожиданно получили по $80. Им объяснили, что фирма решила сделать им подарок и это больше не повторится. Затем исследователям оставалось только проследить, как подарок повлияет на производительность труда. (Полную версию статьи читайте в журнале SmartMoney или на www.smoney.ru на этой неделе.)