Ирландский боец


Aer Lingus, сумевшая преодолеть состояние, близкое к банкротству, после кризиса, вызванного атаками террористов в США 11 сентября 2001 г., дебютировала на Дублинской и Лондонской фондовых биржах 27 сентября. Цена за акцию составила 2,2 евро, что позволило компании заработать 400 млн евро. Восемь дней спустя низкобюджетный авиаперевозчик Ryanair Holdings объявила о намерении осуществить поглощение компании и предложила ее акционерам 2,8 евро за акцию.

Ryanair отозвала свое предложение в декабре из-за того, что оно не вызвало большого интереса, а также из-за проблем с регуляторами отрасли. Однако компания сохраняет свой пакет размером 25,1% в Aer Lingus и остается вторым по величине акционером компании после правительства Ирландии, у которого 25,3%. В Ryanair утверждают, что по-прежнему намерены поглотить Aer Lingus. Компания рассчитывает получить одобрение сделки со стороны Еврокомиссии, которая проводит сейчас анализ последствий этого поглощения. Ожидается, что результаты этого исследования будут известны 13 июня.

Маннион говорит, что его “единственная огромная задача” – продемонстрировать ценность Aer Lingus как самостоятельной компании. “Я должен доказать, что мы можем наращивать стоимость акций компании лучше, чем могла бы Ryanair”, – заявил в интервью Financial Times 48-летний Маннион.

Кабинет гендиректора в штаб-квартире компании в дублинском аэропорту Маннион занимает уже 19 месяцев. И на прошлой неделе у него появилась первая возможность доказать свою правоту. Компания опубликовала финансовые результаты за 2006 г. По сравнению с 2005 г. выручка выросла на 11,3% до 1,1 млрд евро. Хотя чистая прибыль уменьшилась на 5% до 77,4 млн евро, котировки акций выросли с 2,9 евро до 3,1 евро. Это выше цены, предлагавшейся акционерам Ryanair.

Стремясь закрепить успех, Маннион вынашивает планы создания базы для компании в континентальной Европе и объединения усилий с американским малобюджетным авиаперевозчиком JetBlue Airways.

Перспективы будущего Aer Lingus могут стать еще более светлыми, если США и Евросоюз подпишут предполагаемое соглашение о существенном снижении уровня регулирования трансатлантических перелетов. В Ирландии действуют наиболее жесткие ограничения на полеты в США среди всех стран Европы. Если соглашение будет подписано, ограничения ослабнут, что позволит авиакомпании зарабатывать больше на американо-ирландских перевозках. Министры транспорта Европы собираются голосовать по вопросу этого соглашения 22 марта.

Одно из направлений усилий Манниона – продолжить политику снижения себестоимости, начатую в 2001 г. предыдущим гендиректором компании Уилли Уолшем, сейчас возглавляющим British Airways. Уолш сократил расходы и оптимизировал деятельность госкомпании, снизив тарифы на авиабилеты за счет упрощения сервиса для пассажиров. При этом ему удалось добиться того, что компания не превратилась в обычного низкобюджетного перевозчика, а сохранила некоторые черты традиционной авиакомпании.

Усилия Манниона по дальнейшему сокращению расходов едва не вызвали забастовку в начале марта, так как служащие были разочарованы новыми условиями трудовых соглашений. По решению суда в последнюю минуту забастовка была отменена, но отношения с профсоюзами у менеджмента компании остаются напряженными. Майкл Хелпенни, секретарь Национального профсоюза служащих, рабочих, профессионалов и техников Ирландии, говорит, что угроза забастовка всегда остается фоном, на котором продолжаются переговоры.

Сокращать расходы становится все труднее, поэтому Маннион пытается найти способы увеличения выручки. Один из способов – экспансия в Европу, где Маннион подыскивает новую базу для Aer Lingus. Ожидается, что новое место будет найдено уже этим летом, а в течение года компания начнет пользоваться этим терминалом.

Чтобы увеличить долю на высокодоходном рынке межконтинентальных перевозок, Маннион в прошлом году впервые в истории Aer Lingus запустил дальний рейс не в США. Ирландская компания стала летать в направлении Дубая, где Маннион проработал 18 лет в качестве одного из топ-менеджеров Emirates Airline. Оттуда в августе 2005 г. он перешел в Aer Lingus.

Маннион утверждает, что новое направление оказалось успешным для компании, но он хочет больше сосредоточиться на рынке США. Он рассчитывает на миллионы американцев с ирландскими корнями, которые хотят посетить историческую родину. Согласно действующему авиационному соглашению между США и Ирландией авиакомпания не может увеличивать число трансатлантических полетов, но Маннион нашел обходной путь – альянс с нью-йоркской JetBlue.

В феврале две компании объявили, что будут совместно продавать билеты на стыкующиеся рейсы и обеспечивать сквозную транспортировку багажа. Объединение систем продаж двух авиалиний потенциально является сложной задачей, а малобюджетные перевозчики, как правило, стараются избегать сложных задач. Однако в Aer Lingus полагают, что их задача не так сложна, так как продажи будут осуществляться главным образом через Интернет и поэтому себестоимость интеграции окажется невысокой.

“Сложность – это враг любой низкобюджетной модели бизнеса, и мы не можем допустить появления таких проблем в нашем бизнесе”, – говорит Маннион. Он добавляет, что альянс, начало работы которого запланировано на лето, “позволит создать очень простой продукт”. Представитель JetBlue заявил, что компания получит выгоду “от значительного увеличения потока пассажиров”.

Обе компании работают в соседних терминалах в нью-йоркском аэропорту JFK, что позволит упростить трансфер пассажиров и багажа. По сравнению с конкурентами в Евросоюзе Aer Lingus имеет существенное преимущество: Ирландия – единственная страна Европы, которая подписала с США соглашение, позволяющее пассажирам, направляющимся в Штаты, проходить иммиграционный контроль в Дублине, а значит, в Нью-Йорк они прибывают уже как местный рейс. Этот специальный статус упрощает организацию альянса с JetBlue.

Благодаря сделке JetBlue продвинется на международные рынки, а Aer Lingus получит доступ к пассажирской базе американской компании, которая перевозит почти 20 млн человек ежегодно. “Мы представим Ирландию очень широкой аудитории”, – шутит Маннион.

Возможно, соглашение поможет JetBlue компенсировать недавний урон, нанесенный ее имиджу. В феврале компания, ссылаясь на погодные условия, заставила своих пассажиров несколько часов провести в аэропортах. Схема полетов компании была полностью нарушена, что вызвало множество жалоб. Чтобы избежать повторения подобных ситуаций, JetBlue наняла бывшего топ-менеджера Федерального управления авиации США на должность директора по производству. (WSJ)