Оптимист из Lockheed Martin
О менеджерских качествах Стивенса легче узнать у его коллег. Боб Кауттс, руководитель подразделения электроники Lockheed Martin, с готовностью делится впечатлениями о боссе: “Вряд ли вы встретите другого гендиректора, который в возрасте 18 лет воевал с автоматом M-16 в болотах Вьетнама, а значит, не понаслышке знает нужды наших потребителей на передовой, только теперь уже на улицах Багдада. А с другой стороны, он прошел полный курс обучения деловому администрированию и получил докторскую степень в одном из лучших университетов страны”.
Для Стивенса очень важно соблюдение этики в сфере торговли вооружениями. Комментируя недавнее решение Великобритании прекратить следствие по делу о возможном мошенничестве с военными контрактами с Саудовской Аравией, Стивенс говорит, что следовать этическим нормам нужно неукоснительно. “Не хочу, чтобы эти слова воспринимались как сентиментальная или напыщенная болтовня. Просто я всю жизнь придерживался этого правила. Так сказать, строго на север”, – шутит Стивенс в духе бывшего морского пехотинца.
Финансист
В облике и манерах Стивенса есть что-то и от ученого. Когда речь заходит об абстрактных понятиях или о влиянии информационной эпохи на бизнес, он буквально расцветает.
Стивенс родился в семье простого рабочего-сталелитейщика и служил в морской пехоте США. Уволившись из армии, он получил две ученые степени: первую – по социальным наукам в Университете Слиппери-Рок (штат Пенсильвания), вторую – по инженерным наукам и менеджменту в Политехническом университете Нью-Йорка. Впоследствии он также получил диплом MBA в Колумбийском университете. Здесь он защитил степень Ph.D, но предпочел бизнес академическим исследованиям.
Его дальнейшая карьера развивалась в оборонных и аэрокосмических компаниях, где он занимался главным образом финансами. Стивенс появился в Lockheed Martin в 1996 г., когда эта корпорация купила компанию Loral, где он был гендиректором. В ту пору в американской оборонной отрасли проходил процесс активной консолидации. Несколько лет Стивенс был финансовым директором Lockheed Martin. Он добился существенного сокращения долгов корпорации, чем заслужил немалое уважение на Уолл-стрит. В 2004 г. его назначили гендиректором.
Нет повода для волнений
Как и другие американские производители вооружений, Lockheed Martin в последние годы успешно развивалась благодаря стремительному росту военного бюджета США, вызванному объявлением “войны с террором”. Стивенс закрепил этот успех, введя в своей корпорации жесткую финансовую дисциплину. Благодаря этим мерам рентабельность Lockheed Martin в прошлом году выросла до 19,2%, годом ранее она составляла 14,5%.
Высокие доходы вызывают определенные тревоги. Отраслевые аналитики опасаются, что военные расходы со временем снизятся, а значит, в долгосрочной перспективе рост бизнеса может оказаться неустойчивым. Стивенс не разделяет этих опасений: он уверен в будущем компании независимо от того, кто будет хозяином Белого дома – демократ или республиканец.
“Идет глобальная война с терроризмом, – говорит Стивенс. – Очевидно, что напряженная ситуация сохраняется в Ираке и Афганистане. Продолжаются споры по поводу намерений иранского правительства. Америке также небезразлично поведение Китая и некоторых других стран. Поэтому мы считаем, что в долгосрочной перспективе финансирование отрасли скорее увеличится, чем сократится”.
Для того чтобы делать подобные выводы, Стивенс нанял специальную команду высококлассных экспертов, которые оценивают факторы, влияющие на будущий спрос. “Мы исследуем международную экономику, динамику международного бизнеса, геополитические факторы и настроения в Вашингтоне, в том числе политический климат, – поясняет глава Lockheed Martin. – В итоге мы формируем общую картину, с максимальной точностью учитывающую детали”.
Конверсия по-американски
Расходы продолжат расти не только у Пентагона, полагает Стивенс, но и у службы безопасности, служб охраны портов и границ. В этих секторах Lockheed Martin проявляет сейчас значительную активность, добиваясь контрактов и занимаясь поглощениями. “В век информации обеспечение безопасности все больше смещается в сторону личности, переставая быть исключительной заботой правительства”, – добавляет Стивенс.
Эти соображения, а также стремление застраховаться на случай любых сокращений военного бюджета заставляют Lockheed Martin покупать компании, действующие на рынке здравоохранения, объем которого составляет порядка $1 трлн в год. Здесь корпорация рассчитывает на свой опыт поставок правительству IT-продукции.
“Люди заинтересованы в защите своей безопасности, в том числе в защите конфиденциальной информации, – говорит Стивенс. – У нас богатый и длительный опыт в сфере защиты секретной информации. Я полагаю, что у нас есть колоссальный шанс внести свой вклад в улучшение системы здравоохранения США”.
Недавние приобретения свидетельствуют о том, что стратегические интересы Lockheed Martin связаны с такими сферами деятельности, которые кажутся на первый взгляд удивительными для компании, которая производит истребители F-16, F-35 и F-22.
Покупка Savi, занятой производством электронных средств слежения за движением морских контейнеров, позволила Lockheed Martin выйти на рынок с технологиями, которые уже используются военными и которые должны найти спрос у служб безопасности и транспортных компаний. Кроме традиционных правительственных заказчиков компания также рассчитывает на рост спроса со стороны частных клиентов. “Для нашей компании возможность поучаствовать в оптимизации логистических цепочек коммерческих компаний является очень вдохновляющей”, – признает Стивенс.
Плата за качество
Первоочередной проблемой для Стивенса является стремление недавно избранного демократического большинства конгресса США ввести более строгий финансовый контроль за выполнением крупных оборонных контрактов. Многие политики считают, что у военных с подрядчиками вроде Lockheed Martin сложились слишком тесные дружеские отношения.
В этой связи очень некстати оказалась информация о значительных перерасходах при постройке первого боевого корабля нового поколения модели Littoral Combat Ship. В адрес Lockheed Martin, разрабатывающей этот корабль, посыпались обвинения в неспособности реализовывать крупные оборонные проекты.
“Я с пониманием отношусь к разговорам о перерасходе средств, – говорит Стивенс. – Мне ситуация тоже не нравится”. Стивенс утверждает, что огромные доходы компании оправдывает высокое качество товаров, получаемых заказчиком.
У генерального директора, как и у многих других топ-менеджеров Lockheed Martin, очень простая и доверительная манера общения. Разговаривая с ними, легко забываешь, что эти люди торгуют смертоносными вооружениями, ведут безжалостную конкуренцию с другими игроками своей отрасли и являются коварными лоббистами.
Стивенсу удалось внедрить в корпорации культуру, в которой на первое место ставятся интересы клиента. Это сравнительное новшество для оборонных компаний, которые многие считают полуправительственными структурами, не имеющими никакой мотивации для оптимизации бизнеса.
“У меня лично, да и у всей компании есть система ценностей, – объясняет Стивенс. – Мы делаем то, что является правильным. Мы стараемся делать это наилучшим образом. Мы делаем все возможное. И мы уважаем других”.
Своими силами
Диапазон интересов корпорации огромен – от построения марсианского космического корабля до оцифровки отпечатков пальцев в базе ФБР и обработки чеков социального страхования. Стивенс считает, что у 140 000 сотрудников компании надо поддерживать чувство общей цели.
Концепция Стивенса заключается в том, чтобы наладить согласованную работу всех дивизионов компании. Концепция появилась в 1999 г., когда Lockheed Martin осуществила серию слияний и поглощений и боролась с трудностями интеграции.
“Если компания представляет собой мозаику, где есть только видимость единства, а на деле имеется множество изолированных друг от друга подразделений, вы не сможете объединить 65 000 инженеров и бросить их на осмысленное и продуктивное решение задачи, поставленной клиентом”, – считает Стивенс. Lockheed Martin получает значительную долю выручки, продавая комплексные сетевые системы, и ее внутренняя структура должна строиться по аналогичному принципу.
Воплощение в жизнь идеи горизонтальной интеграции потребовало немало времени. “Нам пришлось искать и применять самый передовой опыт, – говорит Стивенс. – Но люди были настроены очень конструктивно, и я понял, что при всей сложности задачи мы ее решим”.
Новая организация хорошо показала себя в период, когда американская армия заказала новую модель на замену внедорожника Humvee. Эти машины оказались уязвимы для мин, создающих сверхзвуковую ударную волну. Для решения проблемы к проекту подключились специалисты из аэрокосмического дивизиона Lockheed Martin, которые много работали со сверхзвуковыми технологиями.
“Фактически не важно, какую проблему поставил заказчик перед каким-нибудь из наших подразделений, – уверяет Стивенс. – В компании всегда найдется подразделение, которое знает, как ее решить”. (FT, 11.03.2007, Александр Силонов)