IPO агрессора
Blackstone Group планирует разместить среди независимых инвесторов 10%-ную долю своей управляющей компании. По консервативным оценкам аналитиков, капитализация компании составит порядка $40 млрд. Сотрудники Blackstone вместе с банкирами из Goldman Sachs готовят проспект эмиссии, который может быть обнародован в ближайшие несколько недель, рассказывают участники рынка. Андеррайтерами IPO назначены Lehman Brothers и Citigroup.
“Они хотят превратить свою репутацию в деньги”, – комментирует грядущее IPO директор Центра частного капитала и предпринимательства при Дартмутском университете Колин Блэйдон. Статус публичной компании откроет перед Blackstone большие возможности в привлечении капитала на рынке и позволит расплачиваться за поглощения акциями. А рядовые игроки смогут вложиться в бизнес, доступ к которому раньше был открыт только институциональным и богатым индивидуальным инвесторам.
Blackstone, учрежденный Стивеном Шварцманом и бывшим министром финансов Питом Питерсоном, славится агрессивным стилем управления. Инвестиционное кредо Шварцмана – “никто не получит то, что хочет получить Blackstone”. “Мне нужна война, а не мелкие стычки, – говорит он о своей философии, – я всегда думаю о том, что убьет другого”. Журнал Fortune назвал его “королем Уолл-стрит”, а вечеринка, посвященная 60-летию Шварцмана, в которой участвовали певец Род Стюарт и актер Мартин Шорт, долго обсуждалась нью-йоркским светским обществом.
Стратегия Шварцмана приносит неплохие результаты. За 2004–2007 гг. Blackstone купил немецкую химическую компанию Celanese ($3,8 млрд), оператора парка развлечений и Музея восковых фигур мадам Тюссо Tussauds Group ($1,9 млрд), крупнейший в США фонд недвижимости Equity Office Properties ($23 млрд) и датскую телекоммуникационную TDS ($12 млрд). Прибыль Blackstone не раскрывает, но инвесторам сообщил, что два последние года этот бизнес приносил более 100% дохода. Компании принадлежит крупнейший в мире фонд прямых инвестиций со средствами на $20,6 млрд, и сейчас она собирает средства для фонда недвижимости на $10 млрд. Активы под управлением Blackstone составляют $55 млрд. 40% компании принадлежат Шварцману.
Как и у других фондов прямых инвестиций, среди инвесторов Blackstone много благотворительных и пенсионных фондов, которые постоянно требуют большей прозрачности от публичных компаний. И теперь они ждут от Blackstone перед IPO раскрытия подробной отчетности, из которой будет видно, какая часть комиссионных относится к расходам, а какая оседает в прибыли компании. Инвесторы платят Blackstone 1,5% годовых за управление средствами и 20% прибыли.
Аналитики обращают внимание, что с капитализацией $40 млрд Blackstone сравняется по стоимости, например, с Lehman Brothers и вдвое обгонит Charles Schwab. Крупные инвестбанки уже давно относятся к Blackstone как к конкуренту, тем более что у большинства из них есть собственные фонды прямых инвестиций, а Blackstone развивает консалтинговый бизнес и управление активами. После IPO это соперничество выйдет на новый уровень – у Blackstone появится возможность самому покупать инвестбанки.
Пока IPO для фондов альтернативных инвестиций – большая редкость. В 2006 г. Kohlberg Kravis Roberts разместил акции одного из своих фондов в Европе, а в январе прошло IPO хедж-фонда Fortress Group. Акции размещались по $18,5, в первый день торгов они подскочили до $35, а сейчас торгуются на уровне $25,83. Но скоро фондов прямых инвестиций на бирже будет гораздо больше: такие планы уже есть – по крайней мере, у Carlyle и Texas Pacific Group. (WSJ, FT, 17–19.03.2007, Татьяна Бочкарева)