Угроза суверенитету США
Экономическая политика президента Джорджа Буша способствует “эрозии экономического суверенитета США”, заявила в направленном на прошлой неделе письме председателю Федеральной резервной системы Бену Бернанке и министру финансов Генри Полсону сенатор Хиллари Клинтон, вероятный кандидат от демократов на президентских выборах 2008 г. По мнению Клинтон, “невозможно отрицать, что внешний долг, который в последние шесть лет рос по экспоненте, подорвал наше экономическое положение”.
Концентрация долговых обязательств правительства США иностранными правительствами может привести к тому, что “если Китай или Япония (крупнейшие владельцы американских долгов) примут решение сократить огромные запасы американских долларов, может произойти валютный кризис и США придется поднимать процентные ставки, создавая таким образом условия для рецессии”, полагает Клинтон.
Растущая внешняя задолженность ограничивает свободу действий Вашингтона и при обсуждении с китайцами политических и торговых вопросов, считает сенатор. Выступая перед Национальным комитетом демократической партии США, Клинтон рассказала, как к ней обращались ее нью-йоркские избиратели, просившие принять меры против экспансии китайских товаров. Но, по мнению Клинтон, США на торговых переговорах с КНР ведут себя недостаточно жестко, поскольку “как вы можете жестко говорить с собственным банкиром”.
Американский госдолг, по данным министерства финансов США, составлял на конец января $8,7 трлн, при этом обязательства на сумму $3,8 трлн принадлежали самому правительству (это специальные накопительные бумаги, не обращающиеся на рынке, в которые вложены средства социального и медицинского страхования). Из оставшихся $4,9 трлн свободно обращаться на рынке могут $4,3 трлн. Из них более $2,2 трлн принадлежало на начало 2007 г. иностранным правительствам. По состоянию на начало 2007 г. крупнейшими держателями обязательств казначейства США были Япония ($644 млрд), Китай ($350 млрд), Великобритания ($239 млрд), еще около $100 млрд принадлежат крупным экспортерам нефти.
Доля иностранных правительств в общей сумме долговых обязательств, обращающихся на рынке, приближается к 52%, в то время как в 1990-е гг., в период президентства Билла Клинтона, она колебалась на уровне около 20%, подчеркивает Хиллари. По ее мнению, необходимо принятие закона, который требовал бы от правительства неотложных мер по изменению экономической политики в случае, если задолженность перед иностранными кредиторами достигнет 25% ВВП (сейчас – около 16%) или если торговый дефицит достигнет 5% ВВП (сейчас – около 6%). Суть этих мер Клинтон не раскрывает: предполагается, что при выполнении одного из условий правительство будет обязано представить конгрессменам план неотложных мер по исправлению ситуации.
Темы внешнего долга и растущего дисбаланса во внешней торговле США выходят на первый план в развертывающейся в Штатах президентской кампании. На выборах в конгресс в 2006 г. многие демократы уже добились успеха, сконцентрировав свою агитацию на проблемах внешней торговли США и сокращении числа рабочих мест. Экономический советник кандидата-республиканца Джона Маккейна сомневается, что надо вводить 25%-ный порог для внешнего долга.
Клинтон – наиболее вероятный кандидат в президенты США от демократической партии. По данным опроса Opinion Dinamics Poll, проведенного по заказу телеканала Fox News 27–28 февраля, ее выдвижение поддерживали 34% избирателей-демократов, а ее сильнейшего соперника Барака Обамы – 23%.
Министр финансов США Генри Полсон, выступая в воскресенье в программе ABC “This Week”, заявил, что не считает скупку иностранцами американских долговых обязательств проблемой. Наоборот, это помогает удерживать процентные ставки в США на низком уровне и говорит о хорошем состоянии американской экономики. “Судьба нашей экономики в наших руках, и если мы будем обеспечивать ее рост, они будут вкладывать сюда деньги”, – заявил Полсон. По мнению бывшего замминистра финансов США Эдвина Трумана, рост внешнего долга заслуживает большего внимания, но никакие “магические цифры” вроде предложенных Клинтон 25% не должны использоваться как повод для немедленных действий правительства. (WSJ, 5.03.2007, Василий Кашин)