Кривая Филипса отменена
Обратная связь между инфляцией и безработицей была открыта в конце 1950-х гг. американским экономистом Элбаном Филипсом и получила название кривой Филипса. При нехватке рабочей силы компании вынуждены увеличивать затраты на персонал, что ведет к повышению цен на их продукцию. В 1960-е гг. американское правительство и ФРС пытались использовать эту закономерность, чтобы, повысив инфляцию, добиться снижения безработицы. Рост зарплат отставал от роста цен на продукцию, и компании могли нанимать персонал.
Но в конце 1960-х гг. Милтон Фридман и Эдмунд Фелпс, позднее ставшие нобелевскими лауреатами, доказали, что это лишь кратковременный эффект. Как только у рабочих повысятся инфляционные ожидания, они начнут требовать повышения зарплаты, и безработица через некоторое время стабилизируется на естественном уровне.
Несмотря на это, большинство экономистов продолжали верить, что кривая Филипса работает на коротких временных отрезках. С 1979 по 2003 г. председатели ФРС Пол Волкер и Алан Гринспэн использовали эту закономерность, повышая процентные ставки ради повышения безработицы и, как результат, снижения инфляции.
Но постепенно даже краткосрочное влияние безработицы на инфляцию стало уменьшаться. Официально экономисты ФРС признали это лишь недавно после масштабных исследований.
Есть два объяснения, почему зависимость ослабела. В США укрепилась вера в то, что ФРС будет держать инфляцию под контролем. Поэтому, когда ее уровень колеблется, компании и работники не обращают на это внимание. Кроме того, резкие колебания в уровне занятости предвосхищает изменениями процентных ставок сама ФРС.
Накопление доказательств, что связь слаба, происходило “черепашьими темпами”, но сейчас их намного больше, чем 10 лет назад, говорит Джеймс Сток, экономист из Гарвардского университета. В 2005 г. Сток и его коллега Марк Уотсон из Принстонского университета доказали, что с 1984 г. долгосрочные тренды инфляции изменились мало, а большинство колебаний были результатом случайных факторов. Когда базовая инфляция выросла в 2006 г., ФРС объяснила это ростом цен на нефть и недвижимость, а не перегревом экономики. Как только цены на энергоносители несколько снизились, а подорожание недвижимости замедлилось, то же произошло и с базовой инфляцией.
Фелпс считает, что связь между безработицей и инфляцией проявлялась бы сильнее, если бы ФРС не реагировала на повышение инфляции.
Именно поэтому ФРС не позволяет себе расслабиться. Безработица составляет сейчас 4,6% – по мнению ФРС, ниже естественного уровня. Есть потенциал для роста инфляции, когда будет исчерпан эффект от снижения цен на нефть и жилье. Это может потребовать от ФРС повышения процентной ставки. (WSJ, 26.02.2007, Василий Кашин)