Немецкие власти взялись за аудитора
Расследование в отношении KPMG Germany началось с признаний двух топ-менеджеров Siemens, находящихся под следствием. Они утверждают, что инвесторы и регуляторы могли бы узнать о нарушениях в отчетности Siemens еще до того, как немецкая прокуратура в конце прошлого года арестовала нескольких сотрудников компании.
Первые обыски в офисах Siemens прошли еще в 2003 г. по требованию итальянской прокуратуры. Затем к этому делу подключились прокуроры Германии, Швейцарии и Лихтенштейна, тоже не раз обыскивавшие офисы Siemens. Все это время, как сообщила Siemens Комиссии по ценным бумагам и биржам, KPMG Germany, заверяя ее отчетность, положительно оценивала внутренний контроль в компании.
Недостатки в системе внутреннего контроля Siemens ее аудитор признал только в декабре 2006 г., после того как 15 ноября 200 немецких полицейских обыскали офисы и дома сотрудников Siemens и арестовали несколько топ-менеджеров. В результате внутреннего расследования Siemens, которое она проводила вместе с KPMG Germany, были выявлены подозрительные сделки на 420 млн евро ($551,8 млн), совершавшиеся на протяжении семи лет.
Власти обвиняют Siemens в переводе по фиктивным консалтинговым контрактам денег, предназначенных для подкупа потенциальных клиентов в Египте, Греции, Индонезии, Кувейте, Саудовской Аравии и Вьетнаме. Руководители Siemens утверждают, что во всех вопросах сотрудничают с властями, а в злоупотреблениях виноваты несколько нечестных менеджеров.
Представители KPMG Germany утверждают, что аудитор всегда выполнял обязательства перед Siemens и в махинациях не участвовал. Но терять клиента, который только за последний финансовый год заплатил комиссионные на 87,5 млн евро, KPMG Germany не хотела. По крайней мере двое из арестованных топ-менеджеров Siemens рассказали прокурорам, что аудиторы KPMG Germany замечали подозрительные сделки, но предпочитали о них не говорить.
Михаэль Кученройтер, бывший финансовым директором подразделения наземной связи Siemens, утверждает, что аудиторы из KPMG помогали скрывать нарушения. “Как правило, опытные аудиторы KPMG попросту закрывали глаза на подозрительные сделки”, – признает он в свидетельских показаниях. Правда, как-то раз молодой сотрудник KPMG Germany не только обратил внимание на подозрительные платежи, но даже подготовил черновик письма для наблюдательного совета Siemens. После этого финдиректор Siemens Хайнц-Йоахим Нойбюргер обсудил этот вопрос с топ-менеджером KPMG Germany, и через несколько дней еще один топ-менеджер KPMG Germany извинился перед Кученройтером за “чрезмерное усердие” своего подчиненного. О подобной практике говорил прокурорам еще один арестованный – Райнхард Зикачек.
KPMG Germany по делу Siemens никаких обвинений пока предъявлено не было, а мюнхенская прокуратура не так давно даже похвалила ее за сотрудничество со следствием. Тем не менее в декабре прокуроры провели обыски в офисах аудиторской фирмы, рассказывают источники. В январе Siemens продлила контракт с KPMG Germany на 2007 г., а в декабре наняла юридическую Debevoise & Plimpton для проведения внутренней проверки на соответствие работы компании требованиям регуляторов. Проводить эту проверку юристам помогает Deloitte. (WSJ, 24.02.2007, Татьяна Бочкарева)