Хотят и учатся


Подобный феномен, видимо, возможен только в стране, где тяга к знаниям и пристрастие к Интернету одинаково сильны. В Южной Корее образование играет особую роль – это основной показатель социального статуса. Корейские родители заставляют своих детей заниматься день и ночь в надежде, что отпрыск поступит в лучшую школу, лучший университет, составит удачную партию в браке, получит престижную работу. С 10-летнего возраста маленькие корейцы после уроков в общеобразовательной школе идут в хагвон – дополнительную школу, где нередко засиживаются до глубокого вечера. В 2005 г. корейцы потратили на образование больше, чем остальные жители развитых стран, – 8,2% ВВП, причем 3,4% было потрачено на частные школы и уроки.

В русле традиции

Ежегодно на обучение в хагвоне корейцы тратят $15 млрд, но до недавнего времени основная часть этих денег приходилась на долю традиционных школ. Ситуация изменилась в 2000 г. Тогда Сун вложил $320 000 в открытие портала Megastudy, который дал возможность просматривать лекции и уроки через Интернет. “Студенты Megastudy могут учиться в любом месте и в любое время, – рассказывает основатель и генеральный директор компании Сун Чжу Ен. – Сложный материал они могут просматривать снова и снова, а знакомые темы пропустить. Ученик сам составляет график занятий. В традиционной школе это невозможно”.

“У нас поблизости нет подходящего хагвона, и возможности заниматься каждый день у меня тоже нет”, – говорит 17-летний Мин Чен Хван. Он готовится к поступлению в национальный университет и каждый месяц тратит на лекции Megastudy около 750 000 вон ($800). “Мне очень нравится, что можно учиться в удобное время. Но иногда бывает трудно заставить себя заниматься. Еще я часто отвлекаюсь”, – говорит он

Если в престижном хагвоне изучение одной дисциплины стоит около 1 млн вон ($1000) в месяц, то в Megastudy курс из 10–20 лекций стоит около 50 000 вон ($53). Ученики также могут подписаться на неограниченный доступ в течение определенного времени.

Сегодня у портала около 1,5 млн подписчиков. Им предлагается более 2000 разнообразных курсов, например “Избавьтесь от троек за 30 дней” (20 лекций для учеников, которые никак не могут добиться хороших оценок) или “Современная поэзия за 10 дней”. Лекции можно просматривать на компьютере или загружать на медиаплейер.

Одним из слагаемых популярности этих образовательных программ стали знаменитые преподаватели. “Мы добились успеха благодаря умению привлекать известных людей и продавать их услуги через Интернет”, – говорит Сун. Педагоги получают 23% от суммы, уплаченной за их занятия. Учитывая, что число студентов не ограничено, компенсации могут составлять весьма солидную сумму. Один из самых популярных преподавателей Megastudy в прошлом году заработал более $2 млн.

Телеконкуренция

Однако дела в компании не всегда шли так гладко. Первые три года Megastudy росла на 100% в год, но в 2004 г. начались проблемы. Государственный образовательный канал EBS решил отвоевать у компании солидную долю на рынке интернет-образования. Эта сфера за 2005–2006 гг. выросла на 10% и оценивается экспертами в 1,6 трлн вон ($1,7 млрд).

EBS начал предлагать свои телевизионные программы для бесплатного просмотра и скачивания в Интернете. Число студентов Megastudy мгновенно снизилось, прибыли компании упали.

В ответ Megastudy изменила формат лекций и сумела вернуть упущенное. В прошлом году компания контролировала 19,5% среднего и высшего образовательного рынка в Интернете (для сравнения: EBSi принадлежит 21%).

Нелегко продавать то, что конкуренты раздают бесплатно. Но, по мнению Суна, краткость и разнообразие (в том числе разная длительность лекций) дают ему преимущество над EBSi. Изначально лекции и уроки EBSi были предназначены для показа на телевидении, их продолжительность всегда одинакова. Продолжительность лекций Megastudy варьируется в зависимости от предмета и темы. “Ключевым фактором становится качество образовательных услуг. К тому же студенты хотят получить как можно больше знаний за как можно меньший отрезок времени”, – говорит Сун.

Ким Чжи Хун, сотрудник одного из ведущих корейских порталов – Daum Communications, находит подход Megastudy более привлекательным.

“Лекции Megastudy нередко бывают записаны во время занятий в аудитории, они выглядят реалистично, иногда забавно, и это большой плюс, – пишет Ким в одной из статей. – Студенты задают вопросы, получают советы, иногда шутят и разговаривают на отвлеченные темы, что, несомненно, улучшает восприятие”.

Покупают все

С тех пор как акции Megastudy начали торговаться на корейском фондовом рынке Kosdaq, их стоимость возросла на 430% и на 43% – за последние шесть месяцев. Рыночная капитализация компании – 826 млрд вон ($882 млн), ее акции – одни из самых ликвидных на фондовом рынке.

Сун Чжу Ен владеет 20% акций Megastudy, еще 6% принадлежит топ-менеджерам фирмы, новому инвестиционному фонду Cornerstone Equity Partners – еще 10% компании, причем Megastudy стала первым проектом фонда. Несмотря на исконно корейский характер компании, иностранные инвесторы владеют 44% ее акций.

Компания хочет расти как на внутреннем, так и на внешнем рынке. “Мы ищем возможности для вертикальной интеграции в рамках возрастных групп”, – рассказывает Сун. В прошлом году Megastudy купила интернет-портал Mbest, рассчитанный на учеников средних классов, и ожидает удвоения продаж и прибылей в ближайший год. В планах Megastudy – лекции и занятия для дошкольников, учеников начальной школы, а также для взрослых.

Куда труднее компании выйти на зарубежные рынки. Сложности могут возникнуть даже с внедрением подобной образовательной модели в соседних странах. Хотя в Японии культура и система обучения похожи, но, по мнению Суна, для выхода на японский рынок нужно преодолеть много барьеров. “В Японии очень сильны позиции традиционных школ. Там успешная школа арендует вертолет и отправляет популярного преподавателя читать лекции в другие города, чтобы охватить обширную аудиторию”, – говорит он. Между Южной Кореей и Китаем лежит пропасть иного плана – социальная. “Китайский образовательный рынок свободен, однако привычки, культура, система сильно отличаются от корейских. Там будет трудно применить нашу модель”, – говорит Сун. (FT, 14.02.2007, Полина Михалева)