Конец топливного туризма
Ласло Ковач, еврокомиссар по налоговым вопросам, считает, что топливный туризм обходится некоторым бюджетам стран ЕС в сотни миллионов евро в год и вдобавок наносит серьезный ущерб окружающей среде. Чтобы решить проблему, он предлагает резко повысить минимальную ставку акциза на бензин. В результате разница в ценах на бензин в странах ЕС уменьшится.
В 2004 г. гармонизированная минимальная ставка акциза на бензин и дизельное топливо была установлена на уровне 302 евро за 1000 л. Планируется, что к 2010 г. эта ставка вырастет до 330 евро.
Новым членам Евросоюза разрешается устанавливать пониженную ставку – 220 евро. Аналогичное право есть у Люксембурга (там ставка составляет 285 евро за1000 л). Для сравнения: в соседней Германии акциз достигает 470 евро, а в Великобритании – 693 евро.
В приграничных населенных пунктах Люксембурга появились целые улицы заправочных станций, к которым выстраиваются очереди грузовиков из Бельгии и Германии. Как подсчитала Еврокомиссия, только Германии топливный туризм обошелся в 2006 г. в $2,5 млрд упущенных доходов бюджета. В поисках дешевой заправки среднестатистический немецкий водитель грузовика готов проехать 2–4 км в расчете на каждый евроцент разницы в стоимости литра топлива.
Ковач предлагает продолжить повышение ставок акциза. К 2012 г. они должны достичь 359 евро, а к 2014 г. – 380 евро. Повышение гармонизированной ставки приведет к повышению акцизов странами Евросоюза, где бензин сейчас стоит дешево.
Эти страны недовольны. Еврокомиссар по внутреннему рынку Чарли Маккриви, представляющий Ирландию, и литовка Далиа Грибаускайте, отвечающая в Еврокомиссии за бюджетные вопросы, смогли добиться того, что объявление о повышении акциза, ожидавшееся на прошлой неделе, было отложено. Теперь в Еврокомиссии должны состояться новые дискуссии по этому вопросу.
Доводы противников повышения акцизов состоят в том, что новое повышение налогов подрывает конкурентоспособность европейской экономики. “Мы должны стремиться к снижению налогов на топливо”, – говорит Грибаускайте. На топливо приходится 20–30% издержек европейской транспортной компании.
Против инициатив Ковача выступает и Люксембург. “Мы недовольны этими мерами, но есть страны, которые еще более недовольны ими”, – говорит пресс-секретарь премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера. Правда, повышение цен на бензин упростит для Люксембурга выполнение требований Киотского протокола, добавляет он.
Возражения против плана Ковача уже выдвинули Польша и Чехия – страны, где больше всего любят заправляться немецкие водители. А литовцы считают, что повышение ставки акциза приведет к росту транспортных расходов и розничных цен. Это затрудняет реализацию инициативы Ковача, ведь для ее вступления в силу необходима поддержка всех 27 стран – членов Евросоюза. (FT, 16.02.2007, Василий Кашин)