Футболист и садовод
“Шумному” Харгривсу 60 лет. Это хорошо известная фигура в мире розничных финансовых услуг. Союзники относятся к нему с любовью и уважением, конкуренты – стыдят. А он пользуется привилегией частного предпринимателя говорить, что думает. Например, корреспонденту Financial Times сказал: “Проблема банков и страховых компаний в том, что, что бы они ни делали, обычно они делают это плохо”.
“Тихому” Лансдауну 54. Когда в 1981 г. партнеры начали работать, Лансдаун планировал, что он будет заниматься административными вопросами, а Харгривс – маркетингом. Так и вышло. Какой-нибудь сноб может обозвать Лансдауна канцелярской крысой, греющейся в лучах славы талантливого напарника. И это будет несправедливо. Компания Hargreaves Lansdown превратилась в бизнес с активами в размере ?8 млрд, в котором работают 610 человек. Без хорошего администратора у них ничего не получилось бы.
А еще – без соблюдения следующих правил:
– Делать ставку на стабильный доход, а не на быструю прибыль. В начале 1990-х гг. Hargreaves Lansdown перестроила бизнес-модель. К тому моменту компания в основном работала в качестве брокера, но конкуренция вынудила партнеров прекратить взимать первоначальную комиссию. Партнеры переключились на удержание клиентов. Маржа уменьшилась, но прибыль стала стабильной. Рост ускорился.
– Никаких долгов. Компания ни разу не взяла в долг ни пенни. В конце 1980-х гг. фирма пережила спад, но выжила самостоятельно благодаря подразделению страховых услуг.
– Аккуратные столы. Харгривс говорит, что большинство посреднических фирм остаются маленькими, потому что им не удается создать эффективный бэк-офис. “Когда у консультанта появляется много клиентов, груды бумаг на его столе растут и, наконец, достигают предельной высоты”. На бэк-офисы не стоит жалеть средств, в них надо брать способных людей, чья цель – сохранить бизнес, а специалисты по продажам пусть ищут новых клиентов.
– Неагрессивный маркетинг. У Hargreaves Lansdown есть подразделение, занимающееся независимыми финансовыми консультациями, но большая часть бизнеса приходится на выполнение заказов клиентов. Харгривс удачно составил рекламный проспект, в котором объясняет, что такое инвестиции, и предлагает сбалансированные консультации по различным рынкам. Так он повысил привлекательность фирмы для обеспеченных, разбирающихся в финансах клиентов.
Лансдаун убежден, что выпуск акций выведет компанию “на новый уровень”: “Клиенты будут больше доверять нам”. Харгривс перебивает: “Мы еще до конца не решили, станем ли делать это, и если да, то когда и по какой схеме”. Джонатан Блумер, бывший генеральный директор страховой компании Prudential, стал членом совета директоров, из чего можно предположить, что шансы на выпуск акций велики. Лансдаун говорит, что Блумер дает им неоценимые советы по поводу того, “какие бедствия и испытания нам грозят, если мы станем открытой компанией”.
Основатели Hargreaves Lansdown собираются работать в полную силу и после выпуска акций, хотя со временем, вероятно, уменьшат свое участие в делах. Харгривс хотел бы проводить больше времени в своем огромном саду. А Лансдаун больше известен в городе в качестве председателя Бристольского футбольного клуба. Он говорит, что футбол – игра, где “взлетов и падений больше, чем на фондовой бирже”. (FT, 7.02.2007, Ирина Окунькова)