Само спокойствие


Если вы хотите понять, что думает Мартин Бротон, следите за его бровями. Стоит ему их поднять — и сотрудники British Airways уже знают, что и как им следует сделать. Никакого крика, ругани, упреков – только мимика.

«Я никогда не повышаю голоса, достаточно просто взгляда», – говорит Бротон. Если честно, иногда он все же срывается – но так, пару раз за несколько недель, так что это скорее исключение из правил. Например, так было в ноябре, когда он распорядился, чтобы верующие сотрудники авиакомпании носили крестики только под униформой, а кабинет министров выступил с критикой этого запрета. Мартин Бротон затеял спор с Тони Блэром на ежегодной конференции Конфедерации британской промышленности и задал премьеру вопрос: чем же его распоряжение отличается от аналогичных указаний в отношении полицейских и военных?

«Мартин, вы действительно хотите, чтобы я ответил вам честно? –спросил премьер-министр. – Тогда вот что: один из важных уроков, которым учит нас политика, заключается в следующем – есть вещи, которые действительно стоят драки. И есть драки, в которые вовсе не стоит ввязываться. Поэтому просто подумайте и выберите правильную точку зрения в этой ситуации».

В январе, когда затянувшаяся война British Airways с профсоюзами начала утихать, Мартин Бротон опять оказался в центре внимания. На этот раз он появился на первой полосе The Times и заявил в интервью, что собирается бесплатно предоставлять места в первом классе топ-менеджерам авиакомпании.

Однако предложение было встречено профсоюзами в штыки. Убытки составили бы десятки тысяч фунтов в то время, как зарплата простых работников является постоянным поводом для забастовок. Бротон вновь потерпел поражение.

Сражения и скандалы – стихия Мартина Бротона. Если это не противостояние с собственными сотрудниками из-за пенсионных пособий и не проблемы с увеличением топливного сбора, значит, в повестке дня очередной конфликт Конфедерации британской промышленности (Бротон ее председатель. – «Пятница».) с правительством. Поводы для споров могут быть самыми разными – от налогов до регламента скачек.

Кстати, именно любовь к скачкам (а скоро начинается сезон) побудила Мартина Бротона дать согласие на интервью. Но одними лошадьми разговор не ограничился.

Внесем ясность: резкость в полемике с Тони Блэром – это очень не похоже на то, как обычно ведет себя председатель совета директоров British Airways. Этот 59-летний мягкий человек обычно все тщательно взвешивает, поэтому между вопросом и ответом неизменно возникает пауза.

«Я остаюсь спокойным практически в любой ситуации. Я много всего повидал в разное время и понимаю, что паника – это не выход из положения, – говорит Бротон. – Я во всем стремлюсь достичь консенсуса, понимания. И если бы вы опросили людей, которые меня знают, то они рассказали бы то же самое».

Но разве партнеры по переговорам воспринимают столь мягкий стиль всерьез? Разве не говорит ему совет директоров British Airways: «Давай, Мартин! Встряхнись, отбрось свою природную скромность, будь более убедительным в спорах с Тони Блэром!»

«Я думаю, что, если люди редко общаются со мной, им действительно сложно воспринимать мои слова серьезно. В этом есть большой риск, – Бротон вынужден оправдываться. – Но ведь это прежде всего вопрос уверенности. Когда ты последовательно излагаешь свои аргументы, спокойно, без театральных эффектов, то тебе верят, к тебе прислушиваются. Я видел немало стилей поведения и понял, какие из них работают, а какие нет».

Во время разговора Мартин Бротон часто замолкает, поудобнее устраивается в кресле, словно пытается найти нужный ответ. Будущий бизнесмен вырос в Фулхаме. Его отец был инвалидом, поэтому большую часть времени проводил перед телевизором, постоянно смотря скачки. «Он никогда не делал ставок, – вспоминает Бротон. – Но постоянно высчитывал, сколько мог бы выиграть, если бы поставил на ту или иную лошадь». Однако интерес к скачкам у Бротона пробудил не столько его отец, сколько настольная игра Totopoly, которую он и его брат-близнец получили в подарок на Рождество.

«Мы понимали, что эта игра может быть потенциально очень интересной, но в то время она такой не была. Поэтому мы разработали нашу собственную версию игры с сезонами и чемпионатами, – вспоминает Бротон. – Мы начали читать полосы, посвященные скачкам, в газетах, чтобы узнать, как проходит сезонная гонка. Тогда у нас получилась полноценная игра. Это было за четыре года до того, как я впервые попал на скачки. Я был просто по-трясен, когда увидел вживую все то, что мы создавали в нашей гостиной. Все это стало настоящим».

Сейчас председатель совета директоров British Airways возглавляет еще и Британский совет по скачкам. Он соглашается, что между бизнесом и конным спортом есть сходство. «Побеждать всегда хорошо,

и на скачках, и в результате успешной сделки. Но в случае со скачками вы воспринимаете поражения более философски, так как это всего лишь хобби. Из 230 скачек я выигрываю примерно 20%. В бизнесе я бы никогда не стал такое терпеть».

Мартин Бротон не вмешивался в «конный» бизнес, пока не заработал себе репутацию в деловом мире. Он медленно, но верно делал карьеру в British American Tobacco, за 33 лет прошел путь от выездного аудитора до президента группы, эту должность занимал 5 лет, еще 6 лет был председателем совета директоров. Сейчас ему принадлежат 10 лошадей, но он признается, что так и не научился выбирать ту, которая сможет хорошо брать препятствия. Ему очень хочется, чтобы одна из его лошадей выиграла на престижном соревновании в Челтнеме. Но и в случае поражения он продолжит бороться: «Не следует ожидать, что успех наступит очень быстро».

(FT, 09.02.2007, Майя Балабанова)