Медленное реагирование


Диски в эпоху Интернета

Главными триумфаторами 49-й Grammy стала женская группа Dixie Chicks, работающая на стыке кантри и поп-музыки. Они получили пять призов, в том числе и главный – “запись года” – за свой хит Not Ready To Make Nice. Альбом Dixie Chicks “Taking The Long Way” был признан лучшей пластинкой года и взял золото в домашней кантри-номинации. Их соперниками в топ-категории были нео-соул-группа Gnarls Barkley (их диск “St. Elsewhere” назвали лучшим в номинации “альтернатива”) и певица Мэри Джей Блидж (ей досталась престижная “песня года”).

Вторыми к финишу пришли альтернативщики Red Hot Chili Peppers с двойным альбомом “Stadium Arcadium” – хотя они тоже претендовали на победу в самой престижной категории, она им досталась в номинациях “рок-альбом” и “лучшее групповое исполнение” – за хит “Dani California” (соперниками были Coldplay и U2). Без наград не остались и Боб Дилан с его последним альбомом “Modern Times” (он был признан лучшей современной фолк-пластинкой) и песней “Someday Baby” (с ней он обошел Нейла Янга, Тома Петти и певца Бека в категории “рок-исполнение с вокалом”). В категории “традиционная фолк-пластинка” победа досталась Брюсу Спрингстину с его диском “We Shall Overcome”, на котором певец представил свои версии песен Пита Сигера.

Grammy уже устали называть “Оскаром” от поп-музыки – консервативность и предсказуемость академии уже стали общим местом. Однако в нынешнем году американской, да и всей мировой звукозаписывающей индустрии пришлось столкнуться с новыми вызовами – Интернет как средство распространения нанес сильный удар по продажам дисков. Новые медиа высветили новых артистов – например, английских инди-самородков Arctic Monkeys или поп-певицу Lily Allien: оба сумели раскрутиться в Сети так, что их дебютные диски разошлись сотнями тысяч экземпляров. Академия тем не менее прошла мимо этих феноменов: английским парням пришлось довольствоваться номинацией в категории “альтернативная группа”, Lily Allien не попала даже в шорт-лист.

Единственным послаблением новым артистам выглядело признание Gnarls Barkley – успех этих реформаторов соула и хип-хопа в одной только Америке был настолько очевиден, что проигнорировать его не получилось. Но второй революции (как в 2001 г., когда почти все главные граммофончики ушли новому артисту – Эминему) на Grammy не случилось: академики будто специально раздали ключевые награды пусть и не самым новым артистам, но несомненно достойным. Так, чтобы любые обвинения в косности и ангажированности звучали по предъявлению финального списка зловредной клеветой.

Критикам, по гамбургскому счету, ничего не остается, как действительно рекомендовать читателю озорную и талантливую группу Dixie Chicks и прекрасный альбом “Stadium Arcaduim”, ставший opus magnum для ветеранов “альтернативы” из Red Hot Chili Peppers. И заметить, что в этом году академия все-таки смогла превзойти саму себя в оперативности и объективности – вручила Grammy “за заслуги” группе Doors (распавшейся 35 лет назад), для музыкантов которой этот граммофон стал первым (!) в их давно уже завершившейся, канонизированной и экранизированной истории.

Фонтан слез

Вердикт жюри по категориям, отведенным для классической музыки, может нас слегка расстроить. В номинантах числились и русские исполнители, но их награды уплыли к американским музыкантам.

Лучшей симфонической записью и лучшим классическим диском в целом признана Седьмая симфония Малера в исполнении Симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона Томаса – с ним соперничал Валерий Гергиев. Дирижер Питер Рутенберг с коллективом Los Angeles Chamber Singers’ Cappella обошел в разделе малых ансамблей Юрия Башмета с “Солистами Москвы”. А в оперной номинации “Травиате” Верди с Анной Нетребко предпочли запись современной оперы.

Она называется “Ainadamar: Фонтан слез”, посвящена судьбе Федерико Гарсиа Лорки, а автор ее – Освальдо Голихов, аргентинский еврей с русской фамилией, с недавних пор ставший американским композитором. Это же произведение сочтено лучшим в разделе современных композиций, где Голихов обошел живого американского классика Эллиота Картера. Опера Голихова написана в открыто эмоциональном стиле, а помимо оперного пения в ней звучит испанское “канте хондо”, сопровождающее танцы фламенко. Тенденция последних лет – выбор академии в пользу современных сочинений, написанных демократичным музыкальным языком. Но классики высокого авангарда остаются классиками – так, кливлендская запись “Экзотических птиц” Оливье Мессиана обошла концерты Рахманинова и Брамса.

Лучшими по части хорового пения стали эстонцы: диск Da Pacem с композициями Арво Пярта завоевал Grammy благодаря союзу Камерного хора Эстонской филармонии и британского дирижера Пола Хиллера. Среди других лауреатов – пианист Маурицио Поллини, баритон Брин Терфел и, можно сказать, неизменный победитель – американский “Эмерсон-квартет”. Этот граммофон у квартета уже восьмой по счету.

Академия славна постоянством симпатий. Попасть в орбиту премии непросто, тем не менее список русских музыкантов, номинирующихся на Grammy, с каждым годом потихоньку расширяется. И лауреатами наши тоже становятся – но, что поделаешь, не в этом году.