“АвтоВАЗ” выходит из кольца


“Рособоронэкспорт” решил выкупить доли миноритариев в AVVA и ЦО “АФК” в начале 2006 г. В AVVA эта доля составляла 14%, в ЦО “АФК” – 40%. Процесс уже закончен, рассказали источники на “АвтоВАЗе” и близкие к нему. Скупкой занималась ИК “Тройка Диалог”, утверждают несколько собеседников “Ведомостей”. В случае с AVVA “Рособоронэкспорту” удалось взять под контроль лишь 1–2% акций, уточнил один из них. 12% акционеров AVVA до сих пор владеют свидетельствами о депонировании акций, которые продавались населению в 1990-е гг. (их потом можно было поменять на акции, но многие этого так и не сделали). Это физлица, искать которых весьма затруднительно, по сути, “мертвые души”, объясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Зато в ЦО “АФК” дружественным “Рособоронэкспорту” структурам удалось “скупить почти все”, уверяют два собеседника “Ведомостей”. Еще один уточняет, что речь идет все же менее чем о 40%. Акционерами ЦО “АФК” были около пяти юридических лиц, близких к прежнему менеджменту “АвтоВАЗа” и структурам Бориса Березовского, объясняет источник в руководстве “АвтоВАЗа”. У опального бизнесмена была совсем небольшая доля, дававшая эффективный контроль над “АвтоВАЗом” в 2–3%, заверяет еще один источник. Представители Березовского прокомментировать это не смогли, а представитель “Тройки Диалог” от комментариев отказался.

Выкупленный у миноритариев AVVA и ЦО “АФК” пакет дает эффективный контроль над “АвтоВАЗом” примерно в 10%, утверждает знакомый с руководством “АвтоВАЗа” бизнесмен. Исходя из капитализация “АвтоВАЗа” в РТС в пятницу ($1,97 млрд) такой пакет стоил около $197,7 млн. Но при расчетах с миноритариями ЦО “АФК” рыночные котировки не учитывались, в большинстве своем пакеты были выкуплены с большим дисконтом, уверяют два собеседника “Ведомостей”. Назвать общую сумму сделки они отказались.

Теперь “Рособоронэкспорт” может ускорить процесс ликвидации перекрестной схемы собственности на “АвтоВАЗе”, полагает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. В 2005 г. Владимир Каданников передал право голосовать контрольным пакетом акций “АвтоВАЗа” вместе с креслом председателя совета директоров концерна замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимиру Артякову, а в конце прошлого года оно перешло его шефу – Сергею Чемезову. А перекрестная схема владения акциями, придуманная еще Березовским, осталась в неприкосновенности. Менеджмент “Рособоронэкспорта” не раз заявлял о желании ее ликвидировать. Наличие миноритариев в “дочках” этому мешало, объясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”: при выкупе у “дочек” пакетов акций “АвтоВАЗа” AVVA и ЦО “АФК” обязаны были бы делиться полученной прибылью с миноритариями. Теперь “Рособоронэкспорт” решил эту проблему. Новые хозяева смогут выкупить акции “дочек” “АвтоВАЗа” по цене ниже рыночной, им не придется платить большой налог с этой сделки, добавляет Сахнова.

Над тем, как лучше избавиться от “перекрестка”, сейчас думают несколько консультантов, включая “Тройку Диалог”. Два собеседника “Ведомостей” нарисовали такую схему: “АвтоВАЗ” выкупает свои акции у “дочек”, а затем большую часть бумаг гасит. Меньшую часть, которой должно хватить на контроль над “АвтоВАЗом”, может выкупить “Рособоронэкспорт” или другая госструктура. Еще несколько источников думают, что структуры, дружественные “Рособоронэкспорту”, весь прошлый год скупали акции “АвтоВАЗа” на рынке. Вариантов раскольцовки несколько и ни один из них Чемезов пока не одобрил, рассказывают источники на заводе и близкие к нему. На “АвтоВАЗе” от комментариев на эту тему отказываются.

В любом случае “Рособоронэкспорту” нужно побыстрее оформить отношения с “АвтоВАЗом”, считает аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак. По его мнению, иностранным партнерам – Magna или Renault так было бы комфортнее, кроме того, это снизило бы цену заимствований для “АвтоВАЗа” на его дорогостоящие проекты.