Make profit: рецепт Siemens


“Плата за молчание”

В ноябре 2006 г. более 200 германских полицейских провели обыски в 30 офисах и домах сотрудников Siemens, включая офис гендиректора Клауса Кляйнфельда. Затем были арестованы несколько топ-менеджеров компании, самым высокопоставленным из которых был Томас Гансвиндт, до сентября входивший в правление Siemens. В числе подозреваемых оказался и Хайнц-Йоахим Нойбюргер, работавший финансовым директором до апреля 2006 г.

В СИЗО попал и топ-менеджер Михаэль Кученройтер. Как следует из его показаний, ознакомиться с которыми удалось The Wall Street Journal, в начале 2004 г. ему позвонил бизнесмен из Саудовской Аравии по имени Абдул Вахаб Аль-Акель, назвавшийся представителем саудовской консалтинговой фирмы Beit Al Etisallat. Она была давним партнером Siemens, однако в 2000 г. сотрудничество прекратилось. Аль-Акель заявил Кученройтеру, который тогда был финансовым директором подразделения наземной связи, что Beit Al Etisallat хочет получить $910 млн компенсации за досрочный разрыв контракта. Если Siemens не заплатит, предупредил этот человек, он направит в Комиссию по ценным бумагам и биржам США документы о том, как Siemens использовала подкуп для получения контрактов в Саудовской Аравии, в частности, на поставку оборудования для сетей фиксированной и беспроводной телефонии для Saudi Telecom.

По утверждению Кученройтера, 26 апреля 2004 г. он письменно известил Кляйнфельда, руководившего в то время телекоммуникационным подразделением, Нойбюргера и Гансвиндта о требованиях Beit Al Etisallat. Тогдашний гендиректор Генрих фон Пирер (сейчас возглавляет наблюдательный совет) спросил мнения Кученройтера, и тот сообщил, что соглашение с саудовцами обойдется примерно в $50 млн. По согласованию с правлением, утверждает Кученройтер, в январе 2005 г. он договорился с Beit Al Etisallat о выплате $50 млн. Из этой суммы $17 млн пошли на погашение прежних обязательств, а остальное было “платой за молчание”, утверждал Кученройтер на допросе.

В письменном ответе на запрос фон Пирер указывает, что эти деньги не были взяткой. По его утверждению, саудовская сторона указала на свои потери от разрыва отношений с Siemens и действительно обозначила сумму ущерба в $910 млн: она складывалась из “совершенно произвольной”, по словам Пирера, суммы в $875 млн в качестве компенсации за упущенную прибыль за период до 2024 г., $19 млн за просроченные комиссионные и $14 млн за урон, нанесенный репутации Beit Al Etisallat. “Кученройтер никогда не упоминал при мне о какой-либо “плате за молчание” и ее роли в каком-либо соглашении”, – утверждает и Кляйнфельд.

“Мы не можем комментировать заявления, которые подозреваемые делают в ходе расследования, однако к ним необходимо относиться крайне осторожно”, – заявил “Ведомостям” представитель Siemens Андреас Шваб. Что касается случая с Beit Al Etisallat, то, по словам Шваба, Siemens досрочно разорвала с ней контракт и Beit Al Etisallat потребовала компенсации. Стороны заключили мировое соглашение в арбитражном суде, причем предварительно Siemens попросила независимого посредника оценить его условия, и он счел их честными. Поэтому выплату саудовской компании $50 млн ни в коем случае нельзя считать взяткой, утверждает Шваб.

Make Profit

В Siemens утверждают, что к злоупотреблениям “были причастны лишь отдельные морально нечистоплотные менеджеры”. Однако уже выданные ордера на арест в сочетании с деталями свидетельских показаний, с которыми ознакомилась WSJ, позволяют предположить, что взяткодательство в компании было хорошо отлаженным механизмом. Если эти подозрения подтвердятся, Siemens рискует потерять доступ к госконтрактам примерно в 200 странах, в которых она до сих пор вела бизнес.

Кученройтер сообщает о системе шифров, с помощью которых в Siemens отмечались выплаты, являвшиеся взятками. В качестве ключа использовалась фраза “Make Profit” (“получи прибыль”) – положение каждой из десяти ее букв соответствовало цифре в последовательности 1-2-3-4-5-6-7-8-9-0. Буква A обозначала 2, а P – 5, так что указание “добавить в файл APP” расшифровывалось как разрешение на дачу взятки в размере 2,55% от объема продаж по контракту. Представитель Siemens заявил, что в компании не знают о таком шифре.

В середине 1990-х Кученройтер занимался финансированием энергетических проектов и в числе прочего был свидетелем использования взяток при заключении контрактов в России и Словакии. В 1999 г. он перешел в подразделение информационных технологий и увидел, как компания подкупала чиновников в Аргентине, чтобы получить контракт на разработку электронных паспортов. В Siemens обвинения в даче взяток в России, Словакии и Аргентине называют ложными. В 1999 г. в Германии приняли закон, признававший незаконным дачу взяток при зарубежных операциях. “Тем не менее многие из моих коллег и после этого относились к подобным нарушениями спокойно, если это шло на пользу компании”, – сообщил Кученройтер прокурорам.

“Люди с чемоданами”

В ноябре еще двое бывших руководителей телекоммуникационного подразделения, Райнхард Зикачек и Андреас Маттес, подтвердили, что подкуп осуществлялся с ведома высшего руководства.

Зикачек, проработавший в Siemens около 40 лет, отмечает в показаниях, что в 1999 г. или 2000 г. его попросили создать специальный фонд для финансирования взяток. В австрийском Зальцбурге был открыт банковский счет, через который ежегодно проходило более 75 млн евро, предназначенных для подкупа. В 2001 г., по словам Зикачека, Кученройтер попросил его перевести средства в другое место, поскольку власти Швейцарии к тому времени сумели выйти на след транзакций, проводившихся через австрийский счет с целью подкупа должностных лиц в Нигерии. Зикачек приводит длинный перечень стран, включая Египет, Казахстан и Камерун, в которых Siemens давала взятки ради получения контрактов.

Согласно показаниям Кученройтера и Зикачека, о взятках знал и Джо Кезер, с 2001 по 2004 г. заведовавший финансами в беспроводном подразделении Siemens, а ныне занимающий пост финансового директора всей компании. Представители Siemens, в том числе сам Кезер, называют эти обвинения необоснованными.

Как следует из текста ордера на арест Зикачека, Siemens, по данным прокуратуры, в 2002-2004 г. прибегала к подкупу в Египте, Греции, Индонезии, Кувейте, Саудовской Аравии и Вьетнаме. В документе также говорится, что перевод денег обычно осуществлялся в три этапа с использованием тайных счетов и подставных компаний. Важную роль в этих операциях играли “люди с чемоданами”, передававшие мешки с наличными тем или иным “исполнителям” на местах. Исполнители затем организовывали выплаты чиновникам сумм от лица Siemens. (WSJ, 31.01.2007, Михаил Оверченко, Александр Силонов)