Иностранцев будут отбирать
Законопроект об ограничении участия иностранцев в капитале стратегических предприятий президент Владимир Путин поручил разработать еще в мае 2005 г. и отвел на это шесть месяцев. Но чиновникам понадобилось полтора года, чтобы снять разногласия по поводу допуска зарубежных компаний.
В окончательном варианте законопроекта под контролем над стратегическим предприятием понимается приобретение частным иностранным инвестором свыше 50% голосующих акций или получение более половины мест в совете директоров. Если же зарубежная компания находится под контролем государства, то под согласование попадает заявка на приобретение свыше 25% акций “стратега”. К стратегическим отнесено 40 видов деятельности – от сооружения и эксплуатации ядерных установок до добычи полезных ископаемых на федеральных участках недр.
Инвестор должен подать заявку в федеральный уполномоченный орган. Скорее всего, им станет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Рассматривать заявку будет межведомственная комиссия, на это ей отводится три месяца, в исключительных случаях правительство может продлить рассмотрение еще на столько же. Комиссия может только одобрять сделку. Если, по ее мнению, сделка создаст угрозу национальной безопасности, материалы передаются в правительство: право отказать оставлено за премьером. Если через полгода заявитель так и не получит ответа, то сделка считается автоматически согласованной. Этот пункт вызывал серьезные нарекания со стороны Главного правового управления президента (ГПУ). По мнению его руководителя Ларисы Брычевой, ограничивать срок рассмотрения заявок не следует, поскольку почти все сделки нестандартные. Дефицит времени “создает условия для возможных злоупотреблений и затрагивает интересы безопасности государства”, писала она в правительство. Эти возражения Белый дом отклонил, но ГПУ продолжает настаивать на том, что сделка не может быть через шесть месяцев утверждена автоматически. Федеральный чиновник предлагает дать право инвестору через полгода обращаться в суд. Претензии к законопроекту высказывали также ФСБ и ФАС (всего у ведомств было 25 замечаний), однако руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин только претензии ГПУ не отклонил, оставив на рассмотрение правительства.
В последней редакции документа появилось несколько нововведений: у президента тоже будет право отказывать в заключении сделки, а инвесторов обязали представлять бизнес-план развития стратегического предприятия. Пока не решено, кто возглавит межведомственную комиссию. За эту должность будет “жесткая схватка”, предполагает правительственный чиновник. На нее претендуют три высокопоставленных чиновника: министр экономразвития Герман Греф, руководитель ФСБ Николай Патрушев и министр обороны Сергей Иванов.
Иностранным инвесторам нужны предсказуемость и стабильность, поэтому главное, чтобы закон был принят и правильно выполнялся, считает партнер Ernst & Young Александр Ивлев. Суверенное право любой страны – регулировать доступ иностранцев в важные отрасли, говорит представитель Shell Максим Шуб. Какой бы ни был конечный результат, у Shell есть опыт работы в 40 странах с самыми разными режимами, добавляет он.