Новое дело РФФИ
В конце 2006 г. правительство отняло у РФФИ несколько полномочий, изменив его устав. Раньше фонд устанавливал начальную цену приватизируемого предприятия на основе материалов профессиональных оценщиков, а теперь только рекомендует ее (утверждать цену будет Росимущество). С 2006 г. фонд переведен на бюджетное финансирование, а до этого существовал на проценты от проданных госактивов. В доходы РФФИ зачислялось 1–5% вырученных денег, и фонд самостоятельно ими распоряжался.
Но назначенный в апреле 2006 г. руководителем РФФИ Юрий Петров не унывает. Новый устав разрешил фонду оказывать услуги по продаже негосударственных активов. Если собственник, будь то компания или гражданин, пожелает, РФФИ сможет за вознаграждение продать его имущество. “Другого такого продавца, как мы, просто нет”, – уверен Петров. Комиссия фонда будет поступать на специальный счет в Федеральном казначействе, и фонд сможет тратить эти деньги по согласованию с правительством – например, на социальные программы для сотрудников.
Петров уже написал письмо председателю правления “Газпрома” Алексею Миллеру с предложением заняться продажей непрофильных активов монополиста. После соответствующего решения правительства аналогичное предложение фонд направлял компании два года назад, но тогда ее юристы засомневались в законности такого аутсорсинга. К тому же у государства тогда еще не было контрольного пакета “Газпрома”. Сейчас юридических препон нет, уверен Петров. В “Газпроме” письма пока не получали, говорит сотрудник монополии. Но работа по избавлению от непрофильных активов ведется, и их уже почти не осталось, кроме сельскохозяйственного неликвида, который никто не хочет покупать, говорит он.
Петров в ближайшее время собирается предложить свои услуги и конкурсному управляющему ЮКОСа Эдуарду Ребгуну. Рыночная стоимость оставшихся у ЮКОСа активов оценена в $33 млрд, и скоро они будут распроданы. “Мы тут не можем быть эксклюзивными продавцами – придется, наверно, конкурировать с инвестбанками”, – рассуждает Петров. Но в продаже активов ЮКОСа задействованы государственные интересы, что может стать дополнительным аргументом в пользу РФФИ, считает Петров. По закону о банкротстве значительную часть работы по распродаже должен делать управляющий, говорит пресс-секретарь Ребгуна Николай Лашкевич. Он должен распределить имущество по лотам, установить начальную цену, объявить о продаже, выбрать аукциониста. РФФИ может стать аукционистом, но конкретных предложений управляющий от него пока не получал, говорит Лашкевич.
Может РФФИ и продавать квартиры граждан, тем более что у фонда есть отделения и филиалы практически во всех регионах.
“Мы несколько раз покупали выставленные РФФИ на торги активы по заявкам клиентов, – рассказывает управляющий директор “Атона” Дмитрий Старенко. – Взаимодействие с госпродавцом аллергии не вызвало: процедуры отлажены, все проходит гладко”. Новые полномочия РФФИ не приведут к радикальной перекройке рынка, но несколько осложнить жизнь крупным инвестбанкам фонд может, считает Старенко. “РФФИ полтора десятка лет работал госпродавцом и накопил изрядный административный ресурс”, – отмечает другой инвестбанкир.