МВА на взлете


География нынешнего рэнкинга 100 программ МВА охватывает 15 стран: на этот раз в исследовании приняло участие 60 школ из США (против 57 в прошлом году), 16 школ из Великобритании, пять из Канады, четыре из Испании, по две из Австралии, Франции, Ирландии, Сингапура и Нидерландов и по одной из Бразилии, Китая, Италии, ЮАР и Швейцарии.

Те, кто заканчивал обучение по программам МВА в 2003 г., должно быть, поступали в бизнес-школы, терзаемые куда более сильными сомнениями, чем среднестатистический абитуриент МВА. В США, где обучение по программе МВА продолжается в среднем около 20 месяцев, будущие выпускники-2003 только готовились приехать на кампус или заканчивали учебу на подготовительной программе, когда в сентябре 2001 г. террористы взорвали башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Тогда никто, в том числе и эти абитуриенты, не представляли себе, до какой степени эти теракты изменят лицо всего мира. В тех же странах, где программы МВА, как правило, короче (от 10 до 18 месяцев), большинство выпускников 2003 г. поступили в бизнес-школы в 2002 г.

Но и им этот выбор дался непросто. Именно в то время многие из крупнейших консалтинговых фирм и организаций в секторе финансовых услуг, которые обычно берут на работу львиную долю выпускников программ МВА, стали сокращать штаты. И именно в то время впервые за многие годы средний уровень зарплат выпускников МВА начал снижаться. Возникло ощущение, что совсем скоро рынок труда наводнят безработные выпускники бизнес-школ.

Однако результаты этого исследования свидетельствуют об обратном. Те, кто сумел справиться со своими страхами и решил все же поступать на программу МВА, теперь имеют возможность в полной мере пожинать добрые плоды своего смелого решения.

Рынок возрождается

В ведущих бизнес-школах руководители программ МВА связывают ренессанс с ростом авторитета дипломов МВА на международных рынках. Например, в Европе, отмечает Джулия Тайлер, заместитель декана программы МВА в London Business School, в первые годы после 11 сентября 2001 г., когда банки и рынок консалтинговых услуг в области менеджмента приостановили набор нового персонала, достоинства дипломов МВА сумели оценить рекрутинговые компании, сотрудничающие с промышленным сектором. Теперь же, когда секторы финансов и консалтинга вновь распахнули объятия для выпускников программ МВА, промышленные компании тоже продолжают работать с бизнес-школами, способствуя устойчивому росту рынка трудоустройства для специалистов этого уровня.

В США, добавляет Роуз Мартинелли, заместитель декана службы по набору и трудоустройству слушателей в бизнес-школе при Чикагском университете, сегодняшние абитуриенты тоже в первую очередь стали обращать внимание на долгосрочные преимущества дипломов МВА, несмотря на некоторую нестабильность на рынке трудоустройства. “Среди наших абитуриентов мы отмечаем высокую степень уверенности в преимуществах степени МВА”, – говорит она. Данные, собранные в процессе подготовки нынешнего рэнкинга программ МВА, публикуемого Financial Times, подтверждают мнения игроков рынка. По информации, полученной из ответов выпускников 2001, 2002 и 2003 гг., которая используется для составления рэнкинга FT, за три года после получения диплома размеры их заработной платы, и без того довольно внушительные, значительно возросли.

Грядут перемены

И все же за внешним лоском могут скрываться некие тектонические процессы, которые переживает сейчас глобальный рынок бизнес-образования. Например, углубляется разрыв между лучшими бизнес-школами и остальными. Заметнее становится разница между бизнес-школами и разными типами программ МВА в различных регионах и странах.

Далее, номинальный рост числа заявлений о поступлении на МВА еще не повод для оптимизма. Несмотря на то что, по оценке Совета по приему на программы последипломных программ в области управления США (Graduate Management Admission Council – GMAC), за прошедший год две трети бизнес-школ зафиксировали рост числа заявлений на программы МВА, эта статистика отражает только число заявлений, но не количество самих абитуриентов.

“Мы не располагаем значимыми данными, которые позволили бы сделать вывод, что увеличилось число желающих поступить на программы МВА, – отмечает Мартинелли. – Поскольку усиливается конкуренция за поступление в ведущие школы, то теперь абитуриент рассылает заявления в среднем на 4–4,5 программы. А в прошлом году – только на три”. С другой стороны, статистика GMAC, напротив, может давать заниженное представление об общем количестве абитуриентов. В США и на большей части Европы тест GMAC считается эквивалентом вступительного экзамена в бизнес-школу. Однако есть страны, в которых прохождение этого теста необязательно, и по таким регионам статистика GMAC может оказаться заниженной.

По данным из базы данных GMAC по глобальному рынку, за период с 1999 по 2006 г. число бизнес-школ в США выросло на 10% – с 846 до 927. Впрочем, величие этих данных меркнет перед статистикой из Индии, обогнавшей по числу бизнес-школ родину МВА – США. За тот же период число образовательных заведений для бизнеса выросло в этой стране с 639 до 953. Бурный рост рынка бизнес-образования наблюдается и в Китае. По мнению Дежо Хорвата, декана канадской бизнес-школы Schulich при York University, в ближайшие годы эта тенденция сохранится. “Я не вижу никаких признаков снижения спроса на дипломы МВА в азиатском регионе в ближайшие лет 20”, – рассуждает он. Однако самой большой неожиданностью стали результаты, полученные на европейском рынке бизнес-образования. По данным GMAC, число программ МВА в странах Старого Света выросло с 181 в 1999 г. до 658 в 2006 г. В одной только Германии появилось около 150 новорожденных программ, по большей части – крохотных размеров.

Укороченный стандарт

Итак, в то время как ведущие бизнес-школы сегодня имеют возможность выбирать из лучших и наиболее перспективных абитуриентов, между школами, оставшимися за пределами десятки лидеров, разгорается жестокая борьба. “На рынке программ МВА появилось много новых предложений, – расстраивается Кей Петерс, генеральный директор британской бизнес-школы Ashridge. – Теперь мы пытаемся определить для себя минимально допустимое число студентов на программе. Я боюсь даже думать, куда мы катимся”. Впрочем, даже ведущие школы стараются не предаваться эйфории. “В этой ситуации есть одно неизвестное: с какой стороны возникнет конкуренция”, – рассуждает Тайлер из London Business School. Пока же ясно одно: подавляющее большинство новых программ короче двухлетнего “золотого стандарта программы МВА”, распространенного в США. Новички все чаще предлагают программы сроком всего на один год. Надо сказать, что эти укороченные – годичные – программы пока оправдывают себя и становятся все более популярны. Среди школ, участвующих в нынешнем рэнкинге, в пяти школах из числа первых 15 уже появились программы МВА длительностью менее 20–24 месяцев. В том числе укороченный продукт предлагают и INSEAD (программа длительностью 10 месяцев), и шанхайская школа Ceibs, в которой одна из программ рассчитана на полтора года. В Канаде бизнес-школа Ivey в Университете Западного Онтарио в мае 2006 г. возобновила годичную программу МВА. В результате число женщин среди абитуриентов выросло с 25% до 34%, рассказывает декан школы Кэрол Стивенсон.

Новый профиль студента

Профиль слушателей бизнес-школ тоже претерпел некоторые изменения. “Теперь, когда мы запускаем годичные программы, среди поступивших меньше людей, которые ненавидят свою работу, – отмечает Стивенсон. – К нам приходит больше слушателей, сосредоточенных на достижении своей цели, которые точно знают, чего они хотят. Изменилась вся динамика класса”.

С другой стороны, среди слушателей растет число иностранцев. Причем в группах появляется больше студентов из “новых” стран. Скажем, в мадридском Instituto de Empresa в этом году на программу МВА поступили студенты из таких стран, как Иран, Ирак, Казахстан, Непал и Сьерра-Леоне.

Не вызывает сомнения, что программы full-time MBA все больше становятся глобальным продуктом. По данным GMAC, в бизнес-школах растет число заявлений от абитуриентов из-за рубежа. Более того, сегодня формируется новый, пока небольшой, но растущий тренд: все больше абитуриентов из США начинают поступать в бизнес-школы в других странах. “Американские студенты стали понимать, что если они хотят получить представление о глобальных рынках и процессах, им следует поучиться за пределами США”, – говорит Тайлер.

Однако при том что абитуриенты не видят проблемы в том, чтобы поехать учиться в другую страну, сами бизнес-школы начинают осознавать все последствия, связанные с расширением международного компонента: преподавателям, пользующимся международным признанием, приходится платить все более высокие зарплаты и гонорары, дополнительное финансирование необходимо и на содержание кампусов за границей. Все это подводит к выводу, что фонды финансирования школы начинают играть все более ощутимую роль.

Роскошь глобализации

Если повнимательнее взглянуть на финансирование школ первой десятки рэнкинга FT 2007, становится ясно, что у восьми из них размеры фонда превышают $200 млн. У Harvard Business School он вообще составляет порядка $2 млрд. В то же самое время у INSEAD размеры фонда составляют всего 78 млн евро ($101 млн), а у London Business School и вовсе 6,4 млн фунтов ($12,6 млн).

Это может пролить свет на то, почему в прошлом году деканами обеих школ стали люди из бизнеса, а не выходцы из академических кругов, как это было раньше. Декан INSEAD Фрэнк Браун уверен, что увеличение размеров фонда имеет решающее значение для реализации планов по созданию системы стипендий и для финансирования исследовательских центров.

“Мы стараемся стать бизнес-школой мирового значения”, – рассказывает он. По мнению декана, в числе прочего это означает, что школа должна расширять национальный состав своих студентов. Скажем, если INSEAD хочет привлечь абитуриентов из Нигерии и конкурирует в этом с какой-нибудь бизнес-школой из США, то у последней – явное преимущество. Американская бизнес-школа, как правило, в состоянии предоставить такому абитуриенту стипендию. INSEAD – нет. (FT, 29.01.2007, Екатерина Кудашкина)