Лукашенко переоценил нефть
Российские компании, ведущие переговоры о поставках нефти на белорусские НПЗ, предлагают цены выше мировых, объявил в пятницу Лукашенко. Это, по его мнению, и стало причиной отсутствия контрактов на поставки нефти на белорусские НПЗ на февраль. “Поэтому делегации, которая ведет сегодня переговоры, я дал прямые указания: те компании, которые будут предлагать подобные контракты по таким ценам, здесь [в Белоруссии] при прокачке нефти в Европу будут облагаться дополнительной пошлиной, чтобы мы могли компенсировать свои потери”, – пообещал он.
19 января котировка Argus Media на российскую нефть на заводах в Мозыре и Новополоцке составляла $275–280 за тонну, или $37,67–38,6 за баррель, а Urals на условиях FOB Новороссийск – $45,42–45,48 за баррель.
Контракты на поставки нефти в Белоруссию в феврале пока не заключаются. По словам аналитика Argus Media Александра Ершова, продавцы сырья сомневаются в платежеспособности покупателей: при новых условиях поставок экономика белорусских НПЗ сильно ухудшилась. А у компаний, перерабатывающих сырье на давальческих условиях, нет полной ясности, какую пошлину с них будут брать при экспорте нефтепродуктов из Белоруссии.
“Лукашенко избегал называть цифры, потому что это выявило бы обман с его стороны”, – говорит источник в российском правительстве. По мнению чиновника, Минск недоволен тем, что российские компании закладывают в цены на нефть экспортную пошлину в $53. Он напоминает, что по межправсоглашению в случае повторного введения транзитной пошлины экспортная пошлина на поставляемую в Белоруссию нефть будет вновь поднята до $180,7.
Недовольство Минска действительно связано с пошлиной в $53, заявил “Ведомостям” председатель комитета по международным делам и безопасности белорусского Совета республики Николай Чергинец, теперь белорусские НПЗ должны закладывать ее в стоимость продукции вместе с экспортной пошлиной $108 за тонну нефтепродуктов. Переработка российской нефти на Мозырском и Новополоцком НПЗ с целью реэкспорта в Европу становится невыгодной, жалуется Чергинец.
Руководитель минского Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук объясняет, что в 2006 г. нефтепродукты обеспечили Белоруссии 39% экспортной выручки, а в текущем году может быть всего 25% и вероятен всплеск инфляции. Лукашенко необходимы компенсационные механизмы, заключает Романчук.
Россия отвечает поиском альтернативных путей экспорта нефти, говорит Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. Nefte Compass сообщил, что “Транснефть” внесла в правительство предложение построить нефтепровод Унеча – Великие Луки – Приморск протяженностью 950 км и мощностью 50 млн т в год и увеличить пропускную способность порта Приморск.
Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев сказал лишь, что компания предложила правительству меры по снижению зависимости нефтяного экспорта от стран-транзитеров.
По оценке аналитиков Deutsche UFG, такой проект обойдется монополии в $2–2,5 млрд.
“Россия может себе позволить такой проект – все равно будет меньше суммы субсидирования Белоруссии”, – заключает Нестеров.