Камин и журналистка


Citigroup, еще недавно безусловный лидер мирового финансового сектора, начинает отставать от конкурентов. С того момента, как в октябре 2003 г. гендиректором группы стал Чарльз Принс, ее акции подорожали на 20%, а индекс Dow Jones Wilshire U.S. Banks вырос на 34%. В ноябре ее обошел по рыночной капитализации Bank of America. Проигрывает Citi и борьбу за карточный рынок. К концу 2006 г. розничный кредитный портфель Citigroup составлял $144 млрд, J.P. Morgan – $152,8 млрд, а Bank of America – и вовсе $170,5 млрд.

Инвесторы недовольны тем, что руководство Citigroup не может ускорить рост компании, – ее операционные расходы в 2006 г. увеличились на 15,2% до $52,02 млрд, а доходы – на 7,1% до $89,62 млрд.

“Мы начали реструктуризацию, – убеждает инвесторов Принс, – это не просто, и не быстро, и совершенно не гламурно”. Сокращать расходы Принс предлагает в первую очередь за счет ликвидации дублирующих филиалов и перевода персонала в другие офисы. “А нет ли у нас людей в Нью-Йорке, которые должны быть в Сан-Антонио?” – задает он вопрос топ-менеджерам.

Недавно Принс обнаружил еще один источник чрезмерных затрат в своем банке – руководителя подразделения по обслуживанию богатых клиентов Тодда Томсона. И Принс, и Томсон работают в Citigroup немало лет и сделали карьеру благодаря бывшему гендиректору Сэнфорду Уэйллу. Принс, получивший юридическое образование, был в Citigroup генеральным советником, он помогал Уэйллу готовить многие крупные сделки, но предпочитал оставаться в тени. Томсон, получив пост финдиректора, выбрал публичную карьеру и не скрывал амбиций стать гендиректором компании.

Но руководить Citigroup выпало Принсу. Первым делом он переместил Томсона на должность начальника подразделения по управлению средствами богатых клиентов. В 2006 г. Томсон перевел свое подразделение в новый офис – пентхаус на 50-м этаже с видом на Центральный парк. За роскошь сотрудники окрестили его “Тодд Махал”. В новом офисе есть даже настоящий камин, который топится дровами.

Сотрудники Citigroup несколько раз видели Томсона в ресторанах в компании звезды финансовой журналистики США Марии Бартиромо с телеканала CNBC, встречи с которой он объяснял интересами бизнеса: “Богатым клиентам приятно поговорить со звездой”. В ноябре Томсон договорился с Бартиромо, что она выступит перед клиентами Citigroup в Гонконге и Шанхае. В Азию он летел вместе с другими сотрудниками Citigroup, а вот возвращался в корпоративном самолете уже вдвоем с Бартиромо. По словам пресс-секретаря CNBC, руководство телеканала об этом знало и перелет оплатило, но Принс после этого эпизода потребовал от Томсона больше ни на какие проекты с участием журналистки денег не тратить.

Тем не менее вскоре Томсон сообщил Принсу, что дал согласие от имени Citigroup стать спонсором телеканала Sundance. Там Бартиромо собиралась вместе с известным актером Робертом Рэдфордом вести телепередачу об экологии. Citigroup этот проект должен был обойтись в $5 млн. Когда об этом узнал Принс, его терпение лопнуло: 16 января он созвал совет директоров и добился отставки Томсона. (WSJ, FT, 24.01.2007, Татьяна Бочкарева)