Депозиты не хуже бондов


Русский стандарт” считает себя ведущим игроком не только на рынке потребкредитования, но и кредитных карт. Осенью прошлого года свою долю в первом сегменте он оценивал в 33,6%, а у основных конкурентов “Хоум Кредит энд Финанс Банка” (ХКФБ) и Росбанка по 12,9% и 11,4% соответственно. Во втором – 74,6% против 6% ХКФБ и 3% Ситибанка.

Решил банк активизироваться и на рынке вкладов, где ранее он был весьма щедрым. Например, в мае 2003 г. по 12-месячному вкладу “Русского стандарта” на сумму от 100 000 руб. ставка составляла 19% (большинство банков привлекали депозиты под 16–17%).

Однако затем основой ресурсов банка стали займы. Но это не очень нравится Рустаму Тарико. Он поведал Reuters, что банк хочет выстроить надежную базу из депозитов физлиц, дабы снизить риски “Русского стандарта” и его зависимость от облигаций со спекулятивным рейтингом на $6 млрд. В прошлом году банк открыл 150 отделений и планирует открыть столько же в течение 2007 г. “Если за два года мы откроем 500 отделений, этого будет достаточно для обслуживания наших вкладчиков”, – говорит Тарико. “Сегодня мы рассматриваем вклады как неотъемлемую часть бизнеса розничного банка федерального масштаба и намерены активно развивать это направление совместно с карточными продуктами и текущими счетами клиентов”, – сказал начальник управления по связям с общественностью “Русского стандарта” Артем Лебедев. И добавил, что для этих целей банк существенно расширяет сеть офисов и программу приема вкладов с использованием cash-in (сейчас эта услуга доступна только жителям Московского региона).

Мало кто из банков сегодня может похвастаться сетью из 500 офисов. Так, Росбанк, уверяющий, что его сеть крупнейшая среди частных банков, имеет в своем распоряжении более 650 офисов.

Это позитивные для банка изменения, считает аналитик Moody’s Андрей Науменко. Бонды банков развивающихся рынков, тем более со спекулятивным рейтингом, могут быстро потерять инвесторов. За счет привлечения средств населения “Русский стандарт” сможет диверсифицировать пассивную базу, что даст запас стабильности и прочности банку, считает Науменко.

По мнению начальника отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаила Галкина, корректировка стратегии “Русского стандарта” – скорее неизбежный шаг, ведь при сегодняшних масштабах банк не может финансировать свою деятельность только на рынке долгового капитала. Поэтому, продолжает он, рано или поздно “Русскому стандарту” пришлось бы диверсифицировать структуру фондирования и идти в более затратный сегмент депозитов. С другой стороны, у банка появится возможность для кросс-продаж своих кредитных продуктов, добавляет Галкин.

“Воплощение такого проекта требует серьезных вложений и технологий, ведь для привлечения депозитов нужна иная инфраструктура, в первую очередь необходимо создание сети полноценных отделений, где требуется инкассация, соответствующий уровень контроля и персонала”, – считает Науменко.

Наверняка, открывая отделения, “Русский стандарт” ставит перед собой задачу не только привлекать вклады, считает предправления “Межпромбанка плюс” Игорь Лысенко. Однако этот шаг приведет к росту капитализации банка, что скорее всего окупит затраты на выстраивание сети офисов, считает он. По мнению Науменко, учитывая высокую маржу в сегменте потребкредитования, банк может себе позволить не только реализовать такой проект, но и конкурировать на рынке депозитов за счет высоких ставок. По данным МСФО банка “Русский стандарт”, по итогам первого полугодия 2006 г. он заработал около $250 млн, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее.

Доходность бизнеса “Русского стандарта”, конечно, пострадает, ведь раньше его бизнес был менее затратным, полагает Галкин. “Но инвесторы к этому готовы, – считает он. – Вряд ли кто-то рассчитывал, что банк сможет долго удерживать фантастически высокие показатели рентабельности”.