Эквадорские горки


Эквадорские облигации лихорадит с ноября – тогда президентом страны стал бывший министр финансов Рафаэль Корреа, известный своим прохладным отношением к идее неукоснительно выплачивать долги точно в срок. “С таким внешним долгом мы не можем обеспечить движение вперед, – утверждает он, – страна, которая тратит на обслуживание долга вдвое больше, чем на образование, развиваться не может”.

Внешний долг Эквадора составляет $11 млрд, и 15 февраля страна должна заплатить $135 млн по облигациям с погашением в 2030 г. Но участники рынка опасаются, что Эквадор может не заплатить эти проценты. На прошлой неделе министр финансов Рикардо Патино заявил на встрече с инвесторами, что Эквадор не исключает реструктуризации внешнего долга, после которой инвесторы смогут вернуть лишь 40% вложенных средств. А недавно Корреа заявил, что примет любой совет по обслуживанию госдолга от Аргентины. В 2001 г. в этой стране был объявлен дефолт, а в 2005 г. обесценившиеся бонды были обменяны на новые и суверенный долг Аргентины уменьшился на $67 млрд до $35 млрд. Впрочем, в отличие от Аргентины, у богатого нефтью Эквадора есть средства на обслуживание долга и возможный дефолт будет вызван исключительно нежеланием правительства платить проценты.

Тем временем инвесторы активно распродают эквадорские облигации. По данным Markit, годовая стоимость свопа “кредит-дефолт” по эквадорским облигациям (этот инструмент представляет собой рыночную страховку от дефолта) с середины ноября увеличилась с 3% от стоимости контракта до 12%. Теперь эквадорские бонды рынок оценивает как гораздо более рискованный инструмент, чем облигации Ирака, по которым аналогичная страховка стоит 5%.

Доходность бондов с погашением в 2015 г. с середины ноября, когда прошли президентские выборы, до конца года выросла с 7,88% до 13,48%. “Из-за отсутствия ясности в политике внешнего долга цены на эквадорские облигации скачут как на американских горках”, – говорится в аналитическом исследовании Bear Stearns. Но если до реструктуризации дело не дойдет, за полгода на эквадорских облигациях можно заработать до 35–45% годовых, утверждает главный аналитик Argonaftis Capital Management Ричард Сигал. “Мы не советуем инвесторам избавляться от [этих инструментов], новое правительство рассматривает каждую возможность, не исключая абсолютно ничего, – полагает аналитик J.P. Morgan Chase. – То, что они говорят о реструктуризации долга, не нужно понимать слишком буквально – вопрос в том, будет ли это обмен, основанный на рыночных механизмах, или же будет мораторий”.

Standard & Poor’s угрозу дефолта восприняло серьезно и понизило кредитный рейтинг Эквадора на один уровень до ССС с негативным прогнозом. “Президент Корреа и его экономисты продолжают требовать реструктуризации долга Эквадора и постулируют второстепенность обслуживания долга по сравнению с другими политическими приоритетами”, – отмечает кредитный аналитик агентства Лиза Шинеллер. Среди стран, имеющих рейтинг по версии S&P, в Эквадоре “самая слабая культура обслуживания платежей”, добавляет она. (FT, 3–20.01.2007, Татьяна Бочкарева)